Япония от испуга перевооружается
Ее беспокоит Пекин, а в Пекине опасаются собственных ветеранов
Премьер Японии Синдзо Абэ пообещал «продвигать реформы для увеличения оборонной мощи страны», так как обстановка вокруг нее становится все менее безопасной. Практически одновременно с этим заявлением сразу два японских издания сообщили о том, что Токио создает новые виды оружия. Совместно с США разрабатывается корабельный радар, который позволит перехватывать российские и китайские сверхзвуковые ракеты, Япония также будет создавать ракету «воздух-воздух» большой дальности. Обеспокоенность Токио вызвана ростом военного бюджета Китая, который в этом году увеличится на 7,5% и достигнет $177,5 млрд. В Пекине объясняют, что деньги нужны на реформу армии, снабжение ветеранов и миротворчество.
«С беспрецедентной скоростью обстановка безопасности вокруг Японии ухудшается,— заявил господин Абэ, выступая в воскресенье в Национальной академии обороны.— Мы не можем защитить эту страну, ограничиваясь лишь традиционными рамками. Руководствуясь новыми оборонными принципами, мы будем активно продвигать различные реформы для повышения оборонной мощи». Он подтвердил свое намерение внести изменения в пацифистскую конституцию Японии, которая, напомним, запрещает стране иметь полноценную армию.
Одновременно с этими заявлениями два японских издания опубликовали со ссылкой на источники в военном и дипломатическом ведомствах информацию о новых военных разработках Японии.
По словам агентства NHK, Токио и Вашингтон совместно разработают радиолокационную систему стоимостью более $20 млн для использования на кораблях обеих флотов, оснащенных американской противоракетной системой Aegis. Радар будет иметь постоянный обзор 360 градусов и заменит вращающиеся радары, к примеру AN/SPQ-9B, при использовании которых остается много белых пятен. Новый радар будет предназначен для перехвата российских, северокорейских и китайских сверхзвуковых ракет, пишет издание.
Газета Yomiuri также сообщила о том, что Токио приступил к разработке малозаметной крылатой противокорабельной ракеты с дальностью поражения до 400 км, которая будет запускаться с истребителя за пределами радиуса действия ПВО противника. По информации издания, «ракета будет разработана в ответ на быстрый рост численности китайского флота». Ее планируется ввести в строй «в течение пары лет». Она будет разработана с использованием опыта новейшей японской ракеты ASM-3, принятой на вооружение в 2017 году и развивающей скорость до трех Махов. Японских военных не устраивает небольшая дальность поражения ракеты: она способна преодолеть всего 100–200 км, что ставит запускающий ракету самолет под удар противовоздушных систем дальнего действия китайских кораблей.
В декабре прошлого года в Минобороны Японии приняли новый пятилетний военный бюджет, в рамках которого планируется конвертировать два японских вертолетоносца типа Izumo в авианосцы, а в течение следующих 10 лет — закупить 42 американских самолета F-35B, способных взлетать с их палубы. «У нас есть проблема: Пекин претендует на часть нашей территории (имеются в виду острова Сенкаку, именуемые в Китае Дяоюйдао.— “Ъ”), нарушает международное право в Южно-Китайском море и в целом пытается дестабилизировать основанный на правилах порядок,— сообщил “Ъ” научный сотрудник Tokyo Foundation Кен Дзимбо.— Их военный бюджет уже почти вчетверо больше нашего и продолжает расти». Расходы Японии на оборону в 2019 году вырастут на 1,3% и составят $43,5 млрд.
Китайский военный бюджет на 2019 год, утвержденный на прошлой неделе на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), вырастет на 7,5% и достигнет $177,5 млрд. Это второй показатель в мире, и он почти в четыре раза меньше, чем американский военный бюджет на 2019 финансовый год ($686 млрд). Несмотря на то что по сравнению с прошлым годом расходы Китая на оборону снизились (тогда они составляли 8,1%), они все еще увеличиваются быстрее, чем ВВП страны (около 6,5% в 2018 году). Расходы на оборону РФ в 2019 году, по словам министра обороны Сергея Шойгу, составят $46 млрд.
По словам пресс-секретаря ВСНП Чжан Есуя, «ограниченные военные расходы Китая на оборону не представляют угрозы ни для какой страны».
Китайское государственное агентство «Синьхуа» обратило внимание на то, что китайские расходы составляют всего лишь 1,3% ВВП страны против 3,6% у США. Официальная газета китайской армии «Цзефанцзюнь бао» привела два аргумента, почему рост китайского бюджета не должен беспокоить соседей Пекина. Во-первых, он происходит после периода «бюджетной экономии», который длился с 1979 года до начала 2000-х годов и нанес военно-промышленному комплексу и армии большой урон. «Многие заводы закрылись, люди говорили, что выгоднее продавать варенные в чае яйца, чем ракеты»,— сообщает автор Чэнь Чжо. Теперь, по его словам, все это нужно восстанавливать.
Во-вторых, значительную часть денег Китай тратит на миротворчество «в соответствии со статусом ответственной мировой державы». Китайцы составляют большинство миротворцев ООН (их финансирование также идет через военный бюджет). Господин Чэнь приводит пример страдающего от сомалийских пиратов Аденского залива, в котором китайские корабли в последние 10 лет обеспечили сопровождение для 3,4 тыс. иностранных гражданских судов.
Деньги из военного бюджета Китая в этом году будут также направлены новому Министерству по делам ветеранов, созданному в марте 2018 года после массовых сокращений в 2015 году (тогда из армии были в рамках реформы уволены 300 тыс. человек). В последние годы немало проблем Пекину доставили их массовые демонстрации с призывами выплатить положенные компенсации и трудоустроить отставных военных. Закон об обеспечении ветеранов обсуждался на этой сессии ВСНП, но принят пока не был — министр Сунь Шаочэн обещал, что этот вопрос будет решен до конца 2019 года. Пока же государство в конце февраля создало специализированные центры, в которых ветераны смогут «получить рекомендации по трудоустройству и навыки по ведению бизнеса». В 2018 году, по данным «Синьхуа», трудоустроить удалось около 80 тыс. бывших военных.