«Исламское государство» потеряло территорию, но не бойцов

США и западная коалиция намерены продолжить войну с террористами

Президент США Дональд Трамп заявил о 100-процентном освобождении территорий, подконтрольных террористической группировке «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) в Сирии и Ираке. В то же время и он, и другие западные политики заявляют, что борьба с террористами продолжается. Впрочем, это не помешало США отметить «историческую веху» в борьбе с ИГ и порадоваться освобождению от террористов последнего района на восточном берегу реки Евфрат в районе сирийско-иракской границы. На фоне радостных откликов из европейских столиц контрастом стало отсутствие оперативной реакции на победу над ИГ из Дамаска, Тегерана и Москвы.

Президент США Дональд Трамп

Фото: Carlos Barria, Reuters

В субботу поддерживаемые США «Силы демократической Сирии» (SDF), состоящие из курдских и арабских отрядов, объявили об освобождении последнего анклава террористов на восточном берегу реки Евфрат в населенном пункте Эль-Багуз в районе сирийско-иракской границы. Бои за него продолжались около полутора месяцев, всего совместная операция SDF по зачистке восточного берега продолжалась почти полгода. «Сирийские демократические силы заявляют о полной ликвидации так называемого халифата и 100-процентном территориальном поражении ИГ»,— заявил официальный представитель SDF Мустафа Бали. В Эль-Багузе был поднят флаг SDF и состоялся небольшой парад, на котором присутствовал заместитель спецпосланника США при антитеррористической коалиции Уильям Ройбак. «Мы одержали территориальную победу над ИГ в Сирии и Ираке, но еще многое предстоит сделать, чтобы добиться непоколебимой победы над группировкой. И мы со всей ясностью заявляли, что эта кампания еще не закончилась. ИГ остается значительной угрозой в регионе, для США и наших партнеров и союзников»,— сказал он.

Вслед за этим Белый дом распространил заявление президента США Дональда Трампа: «Я рад объявить, что вместе с нашими партнерами по международной коалиции против ИГ, включая силы безопасности Ирака и ''Силы демократической Сирии'', Соединенные Штаты вместе с партнерами по международной антитеррористической коалиции освободили все территории Сирии и Ирака, которые когда-то контролировала экстремистская группировка ''Исламское государство''». Президент назвал террористов «трусами и неудачниками» и предостерег молодежь от поддержки террористов: «Вы погибнете, если присоединитесь. Вместо этого подумайте о прекрасной жизни». Президент подчеркнул, что США продолжат «сохранять бдительность в отношении ИГ» и бороться с терроризмом вместе со своими партнерами до тех пор, пока группировка «не будет окончательно побеждена, где бы она ни осуществляла свою деятельность».

Итоги военной операции США в Сирии

Смотреть

О том, что террористы не до конца уничтожены, говорят и другие западные политики и военные, в том числе американцы. «Не заблуждайтесь, ИГ сохраняет свою силу. Они приняли расчетливое решение сохранить то, что осталось от их тающего личного состава и возможностей, сделав ставку на лагеря для временно перемещенных лиц и исчезновение в удаленных районах. Они ждут подходящего момента, чтобы выступить снова»,— заявил командующий операцией Inherent Resolve («Непоколебимая решимость») против ИГ в Ираке и Сирии американский генерал-полковник Пол Лакамера.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй назвала освобождение Сирии от террористов ИГ «исторической вехой», но подчеркнула, что нельзя упускать из виду угрозу, которую создает ИГ. «Правительство по-прежнему привержено искоренению их ядовитой идеологии. Мы будем продолжать делать все необходимое для защиты британского народа и наших союзников»,— сказала она. С аналогичным заявлением выступил и глава МИД Великобритании Джереми Хант, и его немецкий коллега Хайко Маас, и министр обороны Франции Флоран Парли. «У ИГ больше нет территории, но оно не исчезло»,— написала она в своем аккаунте в Twitter.

В арабских источниках отмечают, что отряды ИГ остаются как на территории западного берега реки Евфрат между Хомсом и Пальмирой, в районе Эс-Сувейды на юго-западе Сирии (под контролем Дамаска), так и на восточном берегу под контролем SDF. Речь идет о нескольких тысячах бойцов, которые перемещаются по четвертой части территории Сирии. Речь идет также о «спящих ячейках», ушедших в подполье. Кроме того, до сих пор ничего не известно о судьбе руководителей ИГ, в первую очередь Абу Бакра аль-Багдади.

Одна из самых сложных проблем — судьба иностранных боевиков, воевавших в рядах ИГ. Из районов последних боев с января вышли свыше 60 тыс. человек.

Среди них не только мирные жители, но и сдавшиеся террористы и члены их семей. SDF говорят, что во временных лагерях находятся представители 40–50 стран. Дональд Трамп ранее обратился с призывом к европейским коллегам забрать террористов и предать их суду, но желающих пока нет. Одним из самых громких случаев стало лишение британского гражданства 19-летней Шамимы Бегун, которая четыре года назад бежала в Сирию и вышла там замуж за боевика ИГ из Нидерландов. «Насколько мы понимаем, никто не хочет видеть этих людей у себя. Также и Российская Федерация. Мы хотели бы решить этот вопрос на удалении от нашей территории»,— заявил еще в начале марта посол России в США Анатолий Антонов. Эксперты, с которыми беседовал “Ъ”, задаются вопросом: сколько можно будет удерживать десятки тысяч человек на замкнутой территории и не возникнут ли там новые ячейки боевиков.

Еще один вопрос: какой будет судьба освобожденных от ИГ территорий. «Обращает на себя внимание отсутствие реакции со стороны Дамаска, Тегерана и Москвы на заявления Трампа и SDF»,— сказал “Ъ” писатель и журналист Алан Хасан, проживающий в Сирийском Курдистане. Он также подчеркнул, что развитие событий во многом зависит от того, как будут действовать дальше США.

Напомним, в последний раз о победе над ИГ Дональд Трамп заявлял 19 декабря, когда объявлял о выводе американских военных из Сирии. Однако затем планы США изменились. Бои с террористами продолжились, но главное — Вашингтон не смог бросить курдов, воевавших плечом к плечу с американцами. В случае ухода США им угрожала военная операция со стороны Турции. Альтернативой мог стать договор с Дамаском, согласно которому территория на восточном берегу реки Евфрат могла бы быть передана под контроль сирийского правительства. Сразу после объявления об уходе американцев диалог между Дамаском и курдами резко активизировался, но серьезных подвижек так и не произошло.

В субботу, в официальном сообщении, где идет речь о победе над ИГ, SDF снова вернулись к теме переговоров с Дамаском. «Призываем центральное правительство в Дамаске предпочесть процесс диалога и предпринять практические шаги для достижения политического решения на основе признания избранных органов самоуправления на северо-востоке Сирии и SDF»,— говорится на официальном сайте этой структуры. Речь, в частности, идет о возможности интеграции и сосуществования SDF внутри сирийской армии и сил безопасности. В заявлении также был призыв к Турции прекратить вмешательство во внутренние дела Сирии и покинуть сирийскую территорию. Однако SDF вряд ли смогут дождаться положительных ответов на свои призывы.

Если США останутся на востоке Евфрата, не будет диалога с Дамаском, так же как не будет помощи Москвы в урегулировании вопросов с Анкарой.

«Многое также зависит и от того, как Турция будет договариваться с США и Россией по поводу важных для нее зон, Анкара постарается получить максимум от обеих сторон. И пока непонятно, в какой ситуации окажутся курды»,— отметил Алан Хасан. Он также подчеркнул, что у SDF нет доверия к Дамаску, так как все предложения о диалоге остаются без ответа и сирийское правительство пытается диктовать свои условия.

Марианна Беленькая

Вся лента