Исторический музей не прошел проверку на безопасность

Как стало возможно появление на выставке фальшивого экспоната

Российские музеи могут запретить проход в залы с рюкзаками и сумками — это связано с недавним инцидентом в Историческом музее. В минувшие выходные посетители дополнили там выставку «Николай II. Семья и престол» собственной картиной. Позже выяснилось, что это была специальная акция журналистов издания «Московский комсомолец».

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В Министерстве культуры расценили происшествие как провокацию, пояснил «Коммерсантъ FM» директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов: «Никакие благие намерения подобными средствами не достигаются. Правоохранительные органы, я думаю, дадут соответствующую оценку этому деянию. Что касается выводов по линии музеев, то нам известны способы недопущения подобного. Мы осознаем и отдаем себе отчет в том, что эти способы могут принести дополнительные неудобства посетителям.

Однако если кому-то приходит в голову идея дополнить экспозицию своим творением, очевидно, надо будет принимать некоторые меры.

В числе этих мер можно назвать запрет на проход в музей с сумками и рюкзаками».

Появление новой картины в экспозиции случайно заметили посетители, а сами сотрудники музея внимания на экспонат не обратили. Фальшивый портрет императрицы Александры Федоровны провисел в музее больше суток. Корреспондент «Московского комсомольца» Мария Москвичева рассказала, что ей беспрепятственно удалось пройти все этапы системы безопасности музея: «Я прошла через рамку ограждения с рюкзаком, его проверил сотрудник Росгвардии на входе. Когда я оказалась в гардеробе, то перед тем, как сдать рюкзак, вынула из него пакет с картиной и передала его коллеге.

Мы не встретили никакого особого сопротивления на всех рубежах.

Конечно, мы надеялись, что нас, наоборот, поймают и тем самым докажут, что не все так плохо».

Скандальный инцидент недавно произошел и в Третьяковской галерее. Там по залам прошелся полуобнаженный мужчина, а его напарник повесил на стену собственную картину, посвященную первому дрону «Почты России». Позже выяснилось, что это художник Артем Гаврилюк-Божко таким образом решил поддержать современное искусство, обнажающее социальные проблемы. Подобные акции привлекают внимание и делают музеи нескучными, одобрил перфомансы директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов: «Есть реакция художественного сообщества, и сами музеи стали некими площадками для актуальных высказываний. Мне кажется, здорово, что все это обсуждается и всем интересно происходящее. Самое главное — музеи из скучных хранилищ превращаются, наконец, в поле взаимодействия со зрителями. И это к чему-то должно привести. С одной стороны, теперь должны будут лучше смотреть за безопасностью произведений искусства. С другой,— мне кажется, художники почувствуют себя полноправными участниками процесса, а мы с вами, зрители, от этого всего выигрываем».

В свою очередь, глава Союза журналистов России Владимир Соловьев заявил, что акцию журналистов «Московского комсомольца» можно расценивать как репортерский эксперимент для привлечения внимания к проблеме охраны музеев. Свою оценку произошедшему дал и арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич: «Поступок очень странный в первую очередь с этической точки зрения. Если ты считаешь себя современным художником-акционистом, то тогда ты вправе осуществлять какие-то странные, с точки зрения обычного человека, действия. Вспоминается, например, поступок художника Бренера, который когда-то в Амстердаме нарисовал знак доллара на картине Малевича, за что потом полгода отсидел в тюрьме. Если ты художник-акционист, то у тебя нет удостоверения прессы, разрешительного письма от главного редактора твоего издания, защищающего тебя от всех возможных мероприятий.

Если ты журналист, то, конечно, должны быть какие-то этические нормы.

Есть принципы журналистской работы, которые не позволяют провоцировать практически административное правонарушение или даже преступление. Кроме того, хочу сказать, что распространяемая информация о том, что некие посетители, якобы 16-летние девушки, заметили подмену экспоната, не соответствует истине. Ведь в соцсетях устроители акции изначально публиковали селфи, то есть фотографировались на фоне этого фальшивого экспоната».

Похожую акцию несколько назад провел знаменитый британский художник Бэнкси, тайно развесив свои картины в 16 крупных музеях мира, таких как Лувр, лондонская галерея Tate, нью-йоркский The Metropolitan Museum of Art. Так Бэнкси выразил свое отношение к военной агрессии США — стране «обвешанной оружием и устройствами для шпионажа».

Светлана Белова, Иван Корякин

Вся лента