Старый бонд хуже новых двух
Российские эмитенты спешат рефинансировать зарубежные долги
Первичный рынок российских еврооблигаций заметно оживился. Спустя всего пять дней после успешного размещения еврооблигаций Минфина долларовые еврооблигации предложил Evraz. В начале апреля бумаги могут разместить АЛРОСА и РЖД. Смягчение денежно-кредитной политики ФРС США и итоги расследования Роберта Мюллера подстегнули российских эмитентов активнее рефинансировать долги по низким ставкам.
Evraz 26 марта завершил размещение пятилетних долларовых еврооблигаций. Road show проводилось 20–25 марта в Европе и США. Как и в случае с размещенными на прошлой неделе суверенными бумагами (см. “Ъ” от 22 марта), интерес международных инвесторов был очень высок. Уже к 14:30 книга заявок оказалась переподписана на $2,4 млрд, а к 16:55 — на $3,25 млрд. В итоге эмитент принял решение привлечь $700 млн по ставке 5,25% годовых, что существенно ниже исходного ориентира (5,625–5,75% годовых). Средства компания планирует направить на выкуп еврооблигаций с погашением в 2020 году.
В последние недели активность эмитентов на первичном рынке резко выросла. С начала марта размещения провели «Еврохим» (на $700 млн) и МКБ (на $500 млн). Минфин разместил два выпуска еврооблигаций (на $3 млрд и €750 млн). На этой неделе проводят встречи с инвесторами АЛРОСА и ОАО РЖД. Алмазная компания планирует разместить пятилетние долларовые евробонды, железнодорожники предложат рублевые бумаги. По словам управляющего директора по рынкам долгового капитала Сбербанка Ольги Гороховской, март—апрель — традиционно активное время для выхода на первичный рынок. «У многих эмитентов есть потребность в рефинансировании в связи с плановыми погашениями в 2020 году, поэтому на фоне хорошей конъюнктуры их активность выросла»,— отмечает руководитель дирекции по работе с ценными бумагами Альфа-банка Михаил Грачев.
Российские эмитенты спешат воспользоваться окном, открывшимся после заседания ФРС. На прошлой неделе комитет по открытому рынку регулятора сохранил ключевую ставку неизменной (на уровне 2,25–2,5%), а также дал понять, что ближайшее повышение может состояться лишь в 2020 году. По словам гендиректора «Спутник — Управление капиталом» Александра Лосева, решение ФРС в сочетании с продолжением монетарного стимулирования ЕЦБ, Банка Японии и Народного банка Китая отменяет начавшееся в 2018 году ужесточение кредитных циклов и направляет всю мировую денежно-кредитную политику в мягкое русло. «Это спровоцировало волну спроса на облигации не только американских эмитентов, но и заемщиков из развивающихся стран, включая РФ»,— отмечает глава «Арикапитала» Алексей Третьяков.
Немаловажное значение для российского рынка имеет снизившийся страновой риск в отсутствие новых жестких санкций.
«Сейчас сильный рынок, который поддерживается не только мягкой риторикой ФРС и ростом цен на нефть, но также итогами расследования Роберта Мюллера»,— отмечает Ольга Гороховская. На выходных генпрокурор США Уильям Барр передал в Конгресс доклад, по которому не было обнаружено доказательств сговора между президентом Дональдом Трампом и РФ с целью повлиять на выборы в 2016 году. «Оценка странового риска России в целом заметно улучшилась в первом квартале, спреды CDS на российский кредитный риск также близки к минимумам 2018 года, санкции в отношении госдолга так и не были введены, что в совокупности создает очень комфортную ситуацию для эмитентов еврооблигаций»,— отмечает господин Лосев.
Участники рынка не исключают выхода на рынок новых заемщиков. По словам Алексея Третьякова, большинство российских корпораций уже успели воспользоваться благоприятной конъюнктурой и серьезно сократить краткосрочный долг. «Среди эмитентов, кто еще не проводил новых размещений и имеет к погашению еврооблигации с погашением в 2019–2020 годах, остались "Полюс Золото", "Металлоинвест", МТС, ЛУКОЙЛ, "Норильский никель" и НЛМК»,— отмечает господин Третьяков. В случае сохранения благоприятной конъюнктуры на рынок может вновь выйти Минфин. Общую программу заимствований никто не отменял, она большая, признает глава долгового департамента министерства Константин Вышковский, «для диверсификации источников и при благоприятной конъюнктуре можем выйти».