Принуждение к доброте
Ульяновским школьникам будут преподавать «доброжелательную атмосферу»
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выступил с очередной неожиданной инициативой, касающейся школьного обучения. Глава региона предложил ввести в областных школах «уроки доброты», чтобы «воспитать поколение добрых людей» и «создать доброжелательную атмосферу». В правительстве региона, называя идею правильной, признают, что задача сложная, и главное — «не заформализовать ее». Ранее Сергей Морозов ввел в школах «уроки патриотизма», высказывался в поддержку «школьного политпросвещения» и потребовал провести «перепись детских аккаунтов в соцсетях».
Губернатор Сергей Морозов выступил на заседании регионального Совета по благотворительности, духовности и милосердию с предложением ввести уроки доброты. «Мы хотим воспитать поколение добрых людей, это одно из направлений проекта "Десятилетие доброты", который стартовал в 2017 году. Наша задача — создать в регионе доброжелательную атмосферу. Мы должны воспитать в человеке искреннее желание совершать добрые поступки, поэтому предлагаю ввести с нового учебного года уроки доброты»,— передал слова губернатора его пресс-секретарь Тимофей Гончарук.
Сергей Морозов пояснил, что «на таких занятиях необходимо рассказывать о примерах проявления доброты, о бескорыстных поступках», поручив первому зампреду облправительства Екатерине Убе обсудить идею со специалистами и начать разрабатывать методические рекомендации.
В июле 2017 года господин Морозов подписал распоряжение об объявлении в регионе «Десятилетия доброты» «В обществе накопилось много негатива, и нужно сделать так, чтобы люди стали добрее, отзывчивее, сердечнее»,— пояснил свою инициативу губернатор. Тогда было объявлено о реализации проектов по улучшению условий проживания и лечения для детей с ограниченными возможностями, популяризации благотворительной и добровольческой деятельности и создании регионального «Агентства позитивных новостей».
Курирующая образование, культуру и молодежную политику первый вице-премьер облправительства Екатерина Уба назвала инициативу губернатора «правильной и красивой идеей». По ее мнению, в таких уроках есть потребность, потому что «добрых примеров в жизни всегда не хватает» и «такие уроки станут хорошим механизмом воздействия», а их основой должны стать примеры добрых поступков.
Госпожа Уба признает, что задача — непростая, ведь «подготовить методический материал — видеоролики, истории, людей — не настолько сложно, насколько сложно понять, как разговаривать с детьми». Поэтому разработка новых уроков будет «большой совместной работой» психологов, литераторов, классных руководителей.
Но главное — не заформализовать, насильно счастливым мир не сделаешь»,— заметила вице-премьер.
Насколько часто будут проходить такие уроки, неизвестно, хотя госпожа Уба считает, что оптимальный вариант — сделать их еженедельными.
Завкафедрой психологии и педагогики Ульяновского госуниверситета, доктор педагогических наук Сергей Митин считает, что «говорить об этом (доброте.— “Ъ”) надо», потому что «нам много говорят очень плохие вещи, а про доброе ничего не говорят», и «инициатива — хороший знак». «Получится ли привить доброту — это уже второй вопрос, но начинать нужно. Главное — сохранить неформальную обстановку, не загонять на урок, а уметь говорить опосредованно, может, на классном часе, говоря о другом, приводить добрые примеры»,— сказал Сергей Митин.
Впрочем, руководитель межрегионального Правового фонда Игорь Корнилов (занимается защитой прав подростков) считает, что «уроки доброты хороши для уровня младших классов, но не для подростков». «Подростки это воспримут с насмешкой, для них взрослые не авторитет — они живут в своем мире. Любая попытка навязывать что-то менторским тоном приведет к обратному результату»,— заметил специалист.
Сами же подростки относятся к идее скептически.
У нас уже проходил урок антикоррупционного воспитания (они проводились в Ульяновске во всех школах.— “Ъ”), где нам пояснили, что если я дам другому списать, а потом он — мне, то это коррупция. И мы тогда решили, что мы совершенно не против нее»,— сказал “Ъ” на правах анонимности учащийся ульяновского колледжа.
Доктор политических наук Нина Дергунова отмечает, что «идея хороша, пока она идея», главное — как она будет воплощаться. Политолог заметила, что «властям, создавая в регионе доброжелательную атмосферу, надо и на себя обратить внимание, особенно в отношении далеких от доброжелательности технологий и действий, которые используются в борьбе с оппонентами».
Господин Морозов неоднократно выступал с инициативами, касающимися школьного образования. Так, он поддержал идею о введении политпросвещения в средней школе, чтобы дать отпор «пятой колонне». Политические пятиминутки проводятся в ряде школ области.
Также губернатор требовал в течение 2018/19 учебного года «во всех образовательных учреждениях реализовать десять патриотических уроков». Позже чиновники подтверждали “Ъ”, что такие уроки действительно проводятся, «работа идет полным ходом», «охвачены все с первого по выпускной класс».
Кроме того, господин Морозов на экстренном заседании совета безопасности региона публично заявлял о существовании в России целой подпольной сети — так называемых группах смерти в интернете, которые якобы подталкивают подростков к совершению самоубийства. Губернатор рассказал, что эта организация платит за каждую детскую смерть, «а за одаренных детей платит вдвойне». Чтобы остановить эту угрозу, он потребовал от школ провести перепись детских аккаунтов в соцсетях.