«Делать то, что есть у других,— путь в никуда»
Возможно ли в России реальное импортозамещение?
Программа импортозамещения нуждается в корректировке.
Доля предприятий российской промышленности, приобретающих отечественное оборудование, сократилась за последние три года на 10 процентов, в то время как закупки импортных машин выросли (новое оборудование приобрели 38 процентов компаний). Все это свидетельствует, по меньшей мере, «о невыразительности политики импортозамещения в России». Так и записано в докладе экспертов ВШЭ, проанализировавших данные Росстата (23,4 тысячи предприятий в 85 регионах) и проведших собственное исследование (тысяча инвестиционно-активных промышленных обрабатывающих производств в 30 регионах). «Огонек» поинтересовался у руководителя исследования — замдиректора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Инны Лолы, удалось ли потеснить импорт оборудования и с какими проблемами столкнулись наши производители.
— Инна Сергеевна, иными словами, импортозамещения нет?
— Его нет в тех объемах и цифрах, о которых говорилось в 2014–2015 годах. Но я не скажу, что дело не движется: процесс пошел, но не так быстро, как хотелось бы. Но то, что он сдвинулся с мертвой точки, уже неплохо, учитывая, в какой экономической реальности страна находится сегодня и те условия, в которых приходится работать промышленности и бизнесу.
К тому же не стоит забывать, что пять лет — небольшой срок, чтобы реализовать столь сложную задачу, как импортозамещение. Даже при самом благоприятном варианте развития ситуации (без санкций и кризисов) такая программа не могла бы обеспечить нужный результат за 5 лет. Я о компенсации тех темпов развития отечественной экономики, которые мы наблюдали в докризисный период.
— Но на Западе средний цикл обновления технологий как раз пять лет. Они как-то успевают?!
— Есть разница: на Западе модернизируют оборудование, а нам приходится создавать с нуля. Важно точно определиться с тем, в каких секторах экономики и на каких производствах импортозамещение крайне необходимо, а где — нет. Причин для коррекции курса несколько. Во-первых, импортозамещение в разных секторах экономики идет с разной скоростью, а где-то оно отсутствует вообще. Во многом это обусловлено спецификой каждой отрасли и исторической традицией импорта, присутствующей или отсутствующей. Это отчасти объясняет, почему за пять лет действия программы импортозамещения в числе наиболее успешных отраслей фигурируют, например, сельское хозяйство, предприятия ВПК. Тогда как в тяжелом машиностроении процесс импортозамещения едва виден из-за специфики и сложности технического оснащения, которое крайне нелегко заменить российскими аналогами. Непросто и фармацевтической промышленности: несмотря на усилия Минпромторга, там сохраняется довольно внушительный перечень жизненно важных препаратов, которым нет пока аналогов на отечественном рынке. Не хватает времени на разработку и проведение полноценных клинических испытаний, не говоря уже о сложной и длительной процедуре ввода новых фармпрепаратов на рынок.
Наши исследования выявили, что на более чем 70 процентах предприятий вообще нет проектов по созданию импортозамещающей продукции, 60 процентов опрошенных признались, что на импортозамещение у них нет денег.
На 28 процентах предприятий такой процесс, как выяснилось, вообще нереализуем, а 24 процента оценили свой потенциал по импортозамещению как крайне низкий. Иными словами, 52 процента предприятий изначально оказываются вне процесса импортозамещения. В числе дополнительных причин — нехватка или отсутствие отечественного сырья и оборудования или же крайне низкое их качество. С другой стороны, сам процесс создания нового оборудования требует немалых вложений средств и времени. И то, и другое приходится отрывать от основного производства. Не все сектора отечественной промышленности и в тучные годы были способны потянуть такие издержки, а сегодня и подавно. Им куда проще и дешевле приобрести готовые зарубежные машины. Причем зачастую не важно — новые или подержанные. Кстати, расширение вторичного рынка импортного оборудования — еще одна из причин, почему импортозамещение идет так медленно.
— И много ли «старья» в отечественной промышленности?
— По нашим подсчетам, каждое пятое предприятие в прошлом-позапрошлом годах вводило в производство импортные машины, оборудование и транспорт, бывшие в употреблении. А ввод в действие реконструированного оборудования в 2018 году происходил в 47 процентах! У 63 процентов компаний замена машин и оборудования происходила по причине их физической и моральной изношенности. В обрабатывающем сегменте доля старого оборудования со средним возрастом от 10 до 20 лет составила 36 процентов.
Вывод напрашивается один — стагнация в экономике. Понятно, что вторичный рынок оборудования развивается не от хорошей жизни, а потому что бизнесу не хватает средств на покупку новых станков и машин. Но это еще полбеды. Нет денег и на то, чтобы закупить технологические линии полностью: в прошлом году вырос процент предприятий, закупающих исключительно отдельные установки. Хуже того: в России сегодня как раз и сокращаются производства, где закупались и были установлены целые линии оборудования. Больше 50 процентов предприятий сегодня утверждают, что средств на закупку таких линий у них нет, в том числе по причине высоких процентов по кредитам.
— Отсутствие денег — единственная проблема?
— В ходе нынешнего исследования нас ожидал сюрприз: впервые на первое место в списке негативных факторов вышли конъюнктурные проблемы, а до этого долгие годы доминировали финансовые и фискальные. Сейчас же бизнес убежден, что самый серьезный урон ему наносят инфляция, экономическая ситуация в России, санкционное давление и ограничения Запада, а также риски волатильности рубля. Санкции и скачки курса — малопрогнозируемые факторы, которые еще больше усугубили имевшиеся проблемы в экономике. Отечественному бизнесу пришлось пережить столь многое за последние 10 лет, что не стоит удивляться некоторой нелогичности его реакций и действий. Похоже на то, что отсутствие определенности заставляет отечественные предприятия действовать уже не во благо, а вопреки.
— По-вашему, российская экономика развивается или стагнирует не по общим законам?
— Никто, конечно, не отменял действия в России классических законов рынка, но реакция отечественного бизнеса сегодня не всегда укладывается в общепринятую схему.
— Особенность изолированной экономики?
— Я не считаю, что российская экономика изолирована, хотя тенденция к этому есть. Да и объемы импорта свидетельствуют о том, что о закрытости экономики говорить не приходится. Вообще в импорте как таковом нет ничего плохого или исключительного. Большинство стран закупают машины и оборудование за границей. Проблема нашей страны не в том, что импорт как таковой наличествует, и даже не в том, что он велик, а в том, что нарушен баланс между рынками новейших и вторичных технологий и оборудования.
— И как этот дисбаланс ликвидировать?
— Нужно замещать в первую очередь ту продукцию, которая будет актуальна на рынке в начале 2020-х годов, то есть через пару-тройку лет. Речь о биотехнологиях, нейротехнологиях, фармацевтике и т.д. Также очень важно учитывать пока отдаленные, но перспективные технологии, лежащие в основе будущей цифровой трансформации промышленных производств, в числе которых — робототехнические комплексы, трехмерная печать и т.д.
Производить то, что сегодня есть у других стран,— это путь в никуда, потому что пока мы изобретаем велосипед, согласовываем детали и патентуем, мир уйдет вперед. Мы просто не успеем догнать.
Надо пытаться работать на опережение, не стремиться заменить все импортное на все отечественное: в России огромная доля ВВП создается за счет зарубежных машин.
Менять нужно там, где требуется обеспечить национальную, экономическую и продовольственную безопасность. Пониманию этой простой истины мешает еще и своего рода мода на все импортное.
— Но так исторически сложилось, еще с царских времен...
— Все так. Поэтому требуется время, чтобы бизнес отказался от ставки на все импортное как заведомо лучшее. Ведь почему покупают на Западе? Потому что глубоко убеждены, что такое оборудование более производительно, чем отечественные аналоги, оно реже требует капремонта и по соотношению «цена — качество» лучше. Но этот принцип применим не везде: отечественные разработки вполне способны заменить импортную технику, по меньшей мере по параметру «цена — качество». Хотя опять же не всегда: лично я не уверена, что российские аналоги западного оборудования всегда дешевле. Случается, что они оказываются дороже импортных. Так или иначе, если бизнес импортирует оборудование, значит, считает, что по крайней мере на текущий момент их развития это более выгодно.
— А это не так?
— Не всегда. В каких-то случаях действует и сила привычки, например, когда на предприятии долгие годы используется импортное оборудование и переходить на отечественный аналог не хочется или кажется слишком уж затратным. В кризис консервативные тенденции проявляются особо. В любом случае бизнес сегодня вынужден вкладываться в покупку оборудования с тем, чтобы банально удержаться на плаву. Убеждена, что российские бизнесмены как никто трезво оценивают ситуацию со всеми ее рисками.
Это важно, потому что, несмотря ни на какие действия правительства и Центробанка, которые пытаются сгладить многие негативные тенденции и опасения, в кризис бизнесмен остается один на один со своими проблемами. И он принимает решение об инвестировании и без того скудных средств в переоснащение производства, опираясь прежде всего на данные по потребительскому спросу. А последний вот уже пять лет как неуклонно сокращается. Удивительно, как на таком весьма неблагоприятном фоне бизнес еще умудряется что-то импортировать. Он выживает, не строя долгосрочных планов: доля руководителей предприятий, сообщивших об отсутствии инвестпланов на будущее, выросла в прошлом году с 42 до 48 процентов.