Добавленная стоимость лицензии
Инвестсоветники не равны перед налогом
Минфин разъяснил коллизию в отношении уплаты НДС с вознаграждения за деятельность инвестсоветника. Для лицензированных ЦБ участников рынка такие услуги НДС не облагаются, поскольку связаны с основной деятельностью на рынке ценных бумаг. Однако для тех, кто не имеет лицензий, исключения нет. По мнению участников рынка, это создает неравные условия конкуренции и тормозит развитие сегмента частных инвестиций.
Налог на добавленную стоимость не будет взиматься с выручки инвестсоветников, являющихся лицензированными профучастниками рынка ценных бумаг. Это следует из ответного письма Минфина на запрос Национальной ассоциации участников рынка ценных бумаг (НАУФОР, объединяет брокеров, управляющих и других профучастников, в том числе инвестсоветников), опубликованного на сайте СРО. «Поскольку законом "О рынке ценных бумаг" инвестиционные советники признаются профучастниками, то они не вправе применять и налоговый спецрежим в виде упрощенки. Толкование Минфина основано на буквальном прочтении НК РФ, в котором говорится про освобождение от НДС только для тех участников РЦБ, которые действуют на основании лицензии»,— поясняет партнер Taxology Алексей Артюх.
При этом для инвестсоветников как таковых такого требования закон не установливает. Поэтому освобождение от НДС формально не распространяется на участников рынка других категорий, в частности на индивидуальных предпринимателей или консалтинговые фирмы. И если первые имеют возможность освободиться от налога в силу незначительной выручки (менее 2 млн руб. за квартал), то вторым, очевидно, придется платить. «В консалтинговом бизнесе очень мало расходных операций с НДС. Это аренда, бухгалтерия на аутсорсинге и расходы, связанные с заработной платой. Все остальное — услуги. Нам нечем возместить НДС»,— говорит исполнительный директор консалтинговой компании «Личный капитал» Ирина Гулевская. По ее словам, нелицензированные инвестсоветники заняли выжидательную позицию — многие горячо выступали за закон, легализующий эту деятельность, но не ожидали «подвоха с налогами».
Участники рынка считают, что коллизия создает несправедливые условия конкуренции. «Возможно, мы сейчас будем наблюдать отток клиентов к брокерам и управляющим компаниям»,— указывает госпожа Гулевская. Господин Артюх отмечает, что «лишние» 20% НДС могут стать экономическим регулятором для того, чтобы все советники стали профучастниками с лицензией, тем самым выдавив «узких» игроков, не осуществляющих лицензируемую деятельность. «Мы не откажемся от деятельности инвестсоветника, но переложим налог на клиентов»,— констатирует гендиректор «Инвестлэнд» (Пермь) Евгений Климов. По его словам, итоговая конструкция не ведет к развитию института частных инвестиций.
На новый рынок в итоге не пришли и индивидуальные предприниматели, так как правила игры не соответствуют их возможностям. «Индустрия предлагает частникам создать ИП, вносить страховые взносы, исполнять требования по ПОД/ФТ, предоставлять отчетность в формате XBRL, оплатить участие в СРО, снять офис. Это не окупится никогда»,— констатирует частный инвестор Виталий Калугин (Екатеринбург). Глава НАУФОР Алексей Тимофеев сообщил, что идут консультации с госорганами по изменению как налогового, так и другого законодательства (в том числе в части требований по противодействию отмыванию), чтобы устранить оставшиеся препятствия для работы инвестиционных советников всех видов.