Парламентариям нашли место для дискуссий

Зачем в Катаре собрались представители 162 стран

Катар, с 2017 года находящийся в изоляции со стороны соседей по Персидскому заливу, доказал, что на глобальном уровне о блокаде не может быть и речи: в столицу страны Доху съехались депутаты и сенаторы из 162 стран. Участники 140-й ассамблеи Межпарламентского союза (МПС) до вечера среды будут обсуждать вопросы прав человека, экономического развития и безопасности. По итогам в числе прочего планируется принять резолюцию «О недопустимости использования вооруженных наемников в качестве средства подрыва мира и нарушения прав человека». За тем, как Россия и страны ЕС неожиданно подвергли критике не друг друга, а подготовленный при непосредственном участии Украины документ, наблюдал в Дохе корреспондент “Ъ” Павел Тарасенко.

Фото: Naseem Zeitoon/File Photo, Reuters

Почти все флаги в гости к ним

Такого наплыва депутатов и сенаторов Катар не видел никогда. На заседании Межпарламентского союза было зарегистрировано более 2 тыс. участников (включая 80 спикеров парламентов и 40 их замов) из 162 стран. Они полноправные и полномочные представители 6,5 млрд человек из 7,6 млрд, живущих на планете. Так что у участников встречи было законное право называть МПС «парламентским измерением» ООН.

Без потерь все-таки не обошлось: нет в Дохе представителей Израиля, имеющего непростые отношения с некоторыми странами Персидского залива, а также Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта, в 2017 году объявивших Катару бойкот. Накануне заседания четыре страны выпустили совместное заявление, в котором вновь предъявили Катару претензии — обвинили в «поддержке терроризма» и «вмешательстве в дела суверенных государств». «Им решать, участвовать или нет. Факт в том, что весь мир собрался здесь, а их нет,— прокомментировал это заявление спикер парламента Катара Ахмед бен Абдалла бен Махмуд.— Что же касается обвинений, то ничего нового мы не услышали. Речь идет об отчаянной попытке использовать МПС для продвижения своей позиции».

Критике хозяев мероприятия подверглась еще одна страна. На открытии ассамблеи эмир Карата Тамим бин Хамад Аль Тани заявил: «В отношениях между государствами снизился приоритет закона, особенно это видно в регионе, где страны пытаются навязать силой какие-то решения, примером чего является признание Иерусалима столицей Израиля и объявление Голанских высот израильской территорией». Напомним, оба эти решения недавно принял президент США Дональд Трамп. Арабских журналистов на пресс-конференции тоже больше всего интересовало, будет ли МПС заступаться за палестинцев и сирийцев. «Принятие односторонних шагов нарушает международное право, увеличивает угрозы в регионе и отбрасывает назад в процессе поиска мирных решений»,— не стала разочаровывать собравшихся председатель МПС мексиканка Габриэла Куэвас Барон. Но ответить ей было некому: США в Межпарламентский союз не входят.

«Кто следующий? Венесуэла?»

Между тем российская делегация в Дохе многочисленна — в нее вошли представители как Госдумы, так и Совета федерации. Во главе — думский спикер Вячеслав Володин, который, впрочем, вчера днем вылетел в Москву, проведя в Катаре менее суток.

В разговоре с “Ъ” депутат Петр Толстой отметил: «Работа в части принятия резолюций, которая ложится на членов нашей делегации, достаточно обычная, никаких сенсаций не ожидаем. Что могло бы быть интересно, так это двусторонние встречи Вячеслава Володина с его коллегами». Спикер Госдумы провел переговоры с представителями Казахстана, Турции, Ирана, Вьетнама, его также принял эмир Аль Тани.

По словам Петра Толстого, приоритеты Москвы остаются прежними: «Во всех резолюциях и в рамках всех возможных форматов диалога мы отстаиваем политику невмешательства в дела суверенных государств». Этой теме была посвящена существенная часть выступления Вячеслава Володина на генеральных дебатах ассамблеи. «20 лет прошло после натовских бомбардировок Белграда. За это время мы стали свидетелями войны в Ираке, разрушения государственности Ливии, попыток с помощью террористов свергнуть законное правительство в Сирии. Кто следующий? Венесуэла?» — спросил он зал. И сам же дал понять, что такая опасность существует: «США сделали все, чтобы подорвать венесуэльскую экономику: на счетах заблокированы, а фактически украдены $30 млрд, принадлежащие народу Венесуэлы, введены торговые санкции, организуются кибератаки на критическую инфраструктуру».

Попытка госпереворота в Венесуэле. Главное

Смотреть

Присоединился Вячеслав Володин и к критике признания президентом Трампом суверенитета Израиля над Голанскими высотами, отметив: «Только сообща мы сможем противостоять вмешательству во внутренние дела суверенных государств, "цветным революциям", угрожающим мирному и свободному развитию стран и народов».

Заключительная часть речи главы российской делегации также была посвящена теме суверенитета, но уже цифрового. «Интернет-технологии позволяют вмешиваться в работу государственных органов, в избирательные кампании, работу атомных электростанций, создавать транспортный коллапс, обрушивать финансовую систему стран и корпораций»,— заявил он. Добавлять, от кого исходит такая угроза, господин Володин счел излишним.

Позднее с трибуны к председателю Госдумы обратился спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий. Помня о теме дебатов — образовании, он посвятил свою речь нарушениям прав детей в Крыму и на территории самопровозглашенных республик Донбасса. «Заберите свои оккупационные войска из Украины. Перестаньте убивать украинцев»,— взывал Андрей Парубий к Вячеславу Володину. Но того в зале заседаний уже не было.

Труд о наемниках

Дебаты в Дохе показали: как бы ни старались организаторы делать упор на социально-экономические вопросы вроде развития образования и здравоохранения, избежать политических тем невозможно. Так, упомянутая Вячеславом Володиным венесуэльская тема возникла в Дохе еще до формального начала ассамблеи, но в другом разрезе. На субботней пресс-конференции Габриэла Куэвас Барон подвергла критике власти Венесуэлы за то, что они не пустили в Доху депутатов Национальной ассамблеи — парламента, контролируемого оппозицией.

Впрочем, Каракас все-таки был представлен, причем именно в лице противников режима.

Депутат Габи Арельяно пояснила “Ъ”: «Несколько моих коллег не смогли выехать из страны: у них отобрали паспорта в момент посадки в самолет, что демонстрирует тоталитарный характер режима Николаса Мадуро. Но все-таки у нас здесь делегация из четырех человек. Например, мы с депутатом Хосе Мануэлем Оливаресом уже десять месяцев находимся в изгнании, в Колумбии, так как диктатор Мадуро ранее приказал арестовать нас по политическим мотивам в нарушение нашего депутатского иммунитета». Собеседница “Ъ” отметила, что воспользуется случаем и на ассамблее донесет «до всего мира информацию о том, что в Венесуэле действуют группы вооруженных наемников — малочисленные, но при этом атакующие оппозиционно настроенное большинство».

Наемники — одна из ключевых тем нынешней ассамблеи. Недопустимости их использования посвящена одна из подготовленных к встрече резолюций.

Там же говорится о ЧВК и иностранных боевиках. Участвовавший в ассамблее заместитель генсека ООН, глава контртеррористического управления организации Владимир Воронков, отвечая на вопрос “Ъ” об актуальности резолюции, сделал упор на последний аспект: «Обсуждение этой темы актуально во всех форматах. Есть цифра, что в различных лагерях на территории Ирака и Сирии по-прежнему находится порядка 20 тыс. иностранных террористов. Эти люди в конечном счете, наверное, будут возвращены в места постоянного проживания, но от них исходит риск, потому что они глубоко индоктринированы и готовы продолжать свою преступную деятельность».

Содокладчик по документу экс-глава МИД Украины, а ныне депутат Верховной рады Борис Тарасюк пояснил “Ъ”: «Когда мы инициировали проект резолюции, то хотели сконцентрировать внимание на развитии положений конвенции ООН по борьбе с наемничеством. Но представители стран третьего мира настояли на том, чтобы в проекте были отражены такие негативные явления, как иностранные боевики и ЧВК». Конечная же цель, по словам депутата,— способствовать тому, чтобы как можно больше стран ратифицировали конвенцию ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, а также интегрировали ее положения в свое законодательство.

Отвечая на вопрос “Ъ”, связана ли разработка документа с событиями на Украине, депутат ответил: «Деятельность наемников и ЧВК серьезно подрывает устои мира, безопасности, территориальной целостности, суверенитета государств. И проблема выходит далеко за рамки лишь Донбасса и Крыма. Помимо Украины она касается таких бывших государств СССР, как Грузия, Азербайджан и Молдавия, очень многих стран Африки, Латинской Америки, Азии. Нет привязки ни к отдельной стране, ни к региону». При этом он заверил, что российская делегация не принимала активного участия в обсуждении этой темы на прошлогодней ассамблее МПС в Женеве.

В разговоре с “Ъ” член Совета федерации РФ Андрей Климов парировал: «В Женеве я выступал и говорил, что проблема существует и она сложная, потому что все упирается в определения понятий. Те определения, на которые ссылались авторы резолюции, не были универсальными — за них высказывалось не более 30 государств. Тогда была дискуссия с украинской стороной, в рамках которой даже не высказывались намеки, а проводились прямые параллели с некоторыми местами и событиями. После этого я выступил и сказал, что МПС — это не трибунал, а место, где обсуждаются проблемы по существу, без привязки к конкретным странам». В итоге, как отметил Андрей Климов, в Дохе Борис Тарасюк его «фактически процитировал».

По словам украинского депутата, 20 стран представили 129 поправок к тексту документа. Среди них — несколько российских, которые, по словам собеседника “Ъ”, содокладчики по резолюции поддержать не могут. «Были внесены предложения вообще снять понятия, которые касаются определений иностранных боевиков и ЧВК»,— пояснил господин Тарасюк.

В числе прочего России не понравилось упоминание в качестве релевантной резолюции Европарламента по ЧВК.

Кроме того, было предложено скорректировать призыв к парламентам «в соответствии со своими обязательствами в рамках международного права» способствовать проведению судебных разбирательств по поводу действий вооруженных наемников. «Наши поправки не связаны с тем, кто внес документ. Внесла бы Зимбабве, например, или Аргентина, мы бы ровно такие же поправки сделали бы,— заверил “Ъ” Андрей Климов.— Нигде в международном праве не написано, что парламенты несут такую ответственность, ведь они не являются субъектами международного права. Что же касается других поправок, то они связаны с отсутствием в документе юридически выверенных определений. Есть вещи, которые можно уже сейчас записать в документе, есть спорные вещи и те, которые сюда вообще не влезают». По словам депутата, из части о наемниках необходимо «вывести все, что регулируется на государственном уровне» — иначе незаконной организацией будет считаться, например, французский Иностранный легион.

С тезисом о нечеткости формулировок и том, что в документе смешаны столь разные понятия, как наемники, ЧВК и иностранные боевики, согласились представители целого ряда европейских стран. «Например, у нас есть Академия имени Фольке Бернадота. Они известные миротворцы. Но, исходя из проекта резолюции, они стоят в одном ряду с вооруженными наемниками»,— рассказала представительница Швеции о правительственном агентстве по вопросам мира, безопасности и развития. Дебаты по проекту резолюции должны завершиться в понедельник, а на рассмотрение ассамблеи документ будет вынесен в среду.

Вся лента