Обогнать машину
Анна Звездина об экспериментальной детской студии
Все родители хотят для своих детей счастливого будущего. Счастье всегда ассоциируется с успехом, значит, нужно определить успешную сферу. Юрист, врач, финансист — самые востребованные профессии у всех на слуху. Были — в прошлом, XX веке. В конце столетия к этой компании добавились программисты: программирование затмило все прочие созидательные, творческие виды деятельности. Казалось, на рубеже тысячелетий мир стал четким, поделился на пиксели и художнику в нем места нет. Но Владислав Кирпичев — известный российский архитектор, создатель и руководитель Экспериментальной детской архитектурной студии (EDAS), лауреат премии ЮНЕСКО, профессор архитектуры — безапелляционно опровергает эти опасения. О том «кем быть?» и «как учить?» Кирпичев рассказал «Коммерсантъ Kids».
Студия EDAS уникальна хотя бы сроком своего существования: Кирпичев открыл ее в 1970-х, когда архитектурные достижения в стране были больше концептуальными, чем реальными. В это время не существовало 3D-визуализаций, можно было только «оживить» бумагу, превратив футуристическую идею в рисунок, коллаж или макет, сопроводив его текстами — так появилось понятие «бумажная архитектура». В прогрессивном мире оказались востребованы идеи советских «бумажных» архитекторов, среди которых был и молодой Владислав Кирпичев.
Преподавание, общение со студентами, а с момента рождения сына Егора — и с маленькими детьми дало Владиславу понимание того, как рождаются идеи.
«Времена меняются, иногда — радикально: нашим детям предстоит жить в новую эпоху, что называется, бок о бок с искусственным разумом, который заменит людей во многих сферах жизни»,— уверен Кирпичев.
Мечты фантастов XX века сбылись: люди радуются новым технологиям, которые экономят время, деньги и силы для того, чтобы мы могли жить «по-человечески».
И мало кто обратил внимание, что в 2012 году случилась тихая техническая и интеллектуальная революция: эпоха логистического программирования закончилась, и началась эпоха программирования эвристического. Наступила эра искусственного интеллекта.
«Неожиданным и окрыляющим в работе с самыми юными оказалось открытие: одаренных детей не существует. Все приходят в этот мир гениями. А дальше — как повезет,— рассказывает Владислав Кирпичев.— Мы все рождаемся с абстрактным мышлением — именно оно отвечает за обработку поступающей в мозг визуальной, тактильной, слуховой, смысловой информации, складывая этот пазл в устойчивую картинку.
Для того чтобы родился новый образ, нужно дать возможность проявиться такой нейронной связи. Так творят гении. В тишине, уединении и покое. Так творят наши дети. Обычные дети».
Почему мы сегодня говорим об этом? Что такое нейронная сеть — человеческая или искусственная?
Любая нейронная сеть развивается путем обучения. Она получает слова, образы, ассоциации с этими образами, учится идентифицировать происходящее, делать выводы и принимать решения исходя из предыдущего опыта, основываясь на всех чувствах.
«Искусственный интеллект сегодня — маленький ребенок. Только развивается он быстрее, скачками»,— объясняет Кирпичев. Искусственный интеллект не тратит силы на эмоции и болезни.
Когда человечество перестало мечтать о звездах, оно стало смотреть в смартфоны. Ожидая встретить новую цивилизацию в космосе, мы встретили ее в планшете и даже получили возможность с ней поговорить. Однако нужно понимать, что, разговаривая с силиконовым интеллектом, ты разговариваешь с организмом. У этих существ есть язык, они могут общаться друг с другом, отправляя коды. И это не что иное, как признаки новой цивилизации, единственное отличие которой от человеческой — отсутствие души. Именно поэтому ребенка нужно обучать, как бы странно это ни звучало, быть человеком, чтобы в новом мире людей и машин он не стал лишним, умел то, чего не умеет машина.
Пока человеческий интеллект в разы быстрее искусственного, но уже скоро ИИ сможет заменить человека во многих отраслях. Подавляющее большинство привычных человеческих профессий исчезнет.
Именно с оглядкой на это Кирпичев занимается со своими воспитанниками.
Дети приходят в студию не на уроки, они приходят для того, чтобы попробовать начать развивать свои мысли в любом направлении. Перед ними всегда чистый лист, на нем можно написать слово, нарисовать что-то, собрать макет. Обязательно руками. И мысль потянется, как ниточка или ручеек. Оформится в образ, обрастет деталями. Главные впечатления приходят в момент совместных походов на выставки, путешествий по миру. Вместе дети и наставники рассматривают незнакомые места, города и их архитектуру. Все наблюдения и впечатления: образы, идеи, мысли, зарисовки — заносятся в особый альбом. В студии нет оценок. Каждый ребенок учится самостоятельно планировать свое время, ставить себе цели и получать результат.
EDАS не студия рисования или архитектуры, это то место, где дети выстраивают нейронные связи со всем миром через создание любого вида композиций: текстов, картин, впечатлений от поездок, звуков. Таким образом ребенок заполняет ячейки своего мозга информацией, которую затем сможет применить в любой области. Эта система обучения — некий пусковой механизм, позволяющий взаимодействовать с любой информацией. Она дает навык работы с супермощным компьютером, имя которому человеческий мозг.