Дизайн-проект
Самые ценные ювелиры прошлого
Главные ювелирные торги Christie`s и Sotheby`s стартуют уже на этой неделе и будут проходить до середины мая. Помимо ныне широко известных брендов на аукционах иногда встречаются старинные и очень ценные вещи независимых ювелиров. «Коммерсантъ Стиль» продолжает рассказывать о мастерах прошлого, чьи фамилии особенно ценятся на клеймах антикварных ювелирных украшений.
Schlumberger
Жан Шлюмберже начинал карьеру у модельера Эльзы Скиапарелли, но быстро стал самостоятельной величиной. В годы после Второй мировой войны держал собственный бутик в Нью-Йорке, пока не был ангажирован ювелирным домом Tiffany & Co., для которого создал множество блистательных украшений. Он многие годы определял стиль ювелирного дома и образ его клиенток — Джеки Кеннеди и Элизабет Тейлор. Шлюмберже умел распознать и подчеркнуть красоту камня, придумав особый способ крепления бриллиантов, по которому узнаются украшения Tiffany & Co. Шлюмберже часто ездил в Азию, и экзотическая природа стала главной темой его творчества. Яркое оперение птиц, чешуя рыб, лепестки пышных цветов ювелир передавал с живописной точностью, подбирая камни, как художник мазки краски. Вещи ювелира для Tiffany & Co. следует искать и у Sotheby`s, и у Christie`s. Прошлогодний рекорд на украшения Schlumberger — четверть миллиона долларов.
Calder
Американский скульптор Александр Колдер в 1930-х стоял у истоков кинетического искусства. Сейчас его мобили, металлические скульптуры, представляющие собой динамичные пространственные конструкции, смысл которых раскрывается в движении, есть в каждой галерее современного искусства с репутацией. Колдер — обязательная составляющая реноме уважаемого собрания наряду с Джакометти и Лучо Фонтаной. Дизайнер рано начал делать украшения, используя металлическую проволоку. Главной моделью служила его жена Луиза: странные крупные вещи подчеркивали ее нешаблонную красоту и быстро вошли в моду в артистической среде. Их часто называли женскими доспехами, а среди поклонниц выделяются имена эксцентричных меценаток вроде Пегги Гугенхайм. Когда-то вещи Колдера можно было купить за несколько десятков долларов. Сейчас цена стартует от нескольких сотен тысяч и может доходить до полумиллиона. На недавней ярмарке искусств Tefaf в Маастрихте украшения Колдера были замечены на стенде лондонской галереи Didier, торгующей тем, что называется artistic jewellery.
Grima
Во многом именно искрометные работы британца Эндрю Грима определили образ ювелирного искусства 1960–1970-х. Ювелир прошел удивительный путь от самоучки, случайно попавшего в профессию, до поставщика королевского двора. Он любил работать с желтым золотом, не боясь его яркого, откровенного блеска. Ювелир играл с фактурой металла, каждый раз придавая ему новый облик c помощью разной обработки. Он обожествлял камни, не делая различия между драгоценными и полудрагоценными, и не боялся использовать крупные, часто необработанные образцы, вплетая их в канву эффектных, броских украшений, отражавших дух времени. Многие годы Грима отвечал за дизайн часов Omega, превратив этот отчасти утилитарный жанр в подлинно высокое искусство — работы Грима приравнивали к геммологическим скульптурам. Два года назад лондонский аукционный дом Bonhams провел успешные торги, посвященные исключительно произведениям Грима.
Schiaparelli
Модельер Эльза Скиапарелли запомнилась необычной бижутерией. В 1930-х ее украшения из стекла, стразов, фарфора, неблагородного алюминия и высушенных насекомых стали антитезой броской элегантности ар-деко. Скиапарелли любила эпатировать, будь то перчатки с накладными золотыми ногтями или колье из разноцветных жуков. Собственно бижутерия и костюмные украшения, в которых образ превалировал над ценностью материалов, начались именно с произведений этой итальянской парижанки (бутик Скиапарелли находился на Вандомской площади). Самой известной стала коллекция дизайнера, созданная совместно с людьми искусства той эпохи — Сальвадором Дали и Жаном Кокто. Броши в виде омара и рубиновых женских губ с жемчужными зубками, колье из насекомых — яркие вещи от дома Schiaparelli, поклонницами которых были, в частности, актрисы Мэй Уэст и Кэтрин Хепберн. Сегодня бижутерия Скиапарелли представлена, например, в московской галерее «BersoАнтик».
Sandoz
Жерар Сандоз — еще один бунтарь, порвавший с ар-деко. В 1920–1930-х он создавал геометричные украшения в духе нарождающегося модернизма, используя в пику драгоценным камням и металлам сталь и сплавы, заменявшие золото. Излюбленной темой ювелира был век машин: он обожествлял станки и механику, стилизуя украшения в духе современной ему инженерии. Дизайнер делал акцент на динамике линий и крупных формах, сводя декор к исключительному минимуму. Карьера Сандоза была недолгой: уже в середине 1930-х он оставил дизайн в пользу кинематографа, посвятив себя сценическому искусству. Сандоз — один из любимых ювелиров Ли Сигельсона из галереи Siegelson.