Чему нас учат семья и школьники
Исследователи спросили, как дети совмещают учебу и свободное время
Исследователи опросили около 6 тыс. российских школьников в возрасте от 6 до 17 лет на предмет того, как они совмещают учебу и отдых. Оказалось, что более половины учащихся недовольны своими учебными результатами. При этом дети, посещающие дополнительные занятия вне школы, выше оценивают свои достижения, чем те, кто занимается только на уроках. В качестве самого популярного способа провести свободное время школьники называют «зависание в соцсетях», и именно среди тратящих все свободное время на соцсети больше всего недовольных своими учебными результатами. Впрочем, в неудовлетворительных результатах учащиеся чаще винят не соцсети, а школьную программу или учителей.
Онлайн-школа английского языка Skyeng в феврале—марте 2019 года провела опрос почти 6 тыс. российских детей в возрасте от 6 до 17 лет и выяснила, как они оценивают свои успехи в школе и как совмещают учебу и досуг. При этом 19% школьников отметили, что уже имеют опыт совмещения учебы и работы. Подавляющее большинство из них (61%) работали не более восьми часов в неделю.
Согласно полученным данным, чуть больше половины (51%) опрошенных детей считают текущую учебную нагрузку нормальной. При этом значительная часть (39%) все же находит нагрузку слишком большой, и только 9% детей, наоборот, считают свою учебную нагрузку недостаточной. Кроме того, только 28% опрошенных детей считают, что сохраняют баланс между учебой и отдыхом. 43% отмечают, что учиться, уделяя достаточно времени отдыху, практически не получается, а 29% считают, что они не успевают вообще ничего.
Опрос также показал, что большинство школьников (59%) недовольны своими учебными результатами. При этом среди тех, у кого нет хобби, недовольных больше — 68% против 57%. Более высоко оценивают свои результаты и дети, посещающие дополнительные занятия вне школы. Среди школьников, не посещающих кружки, своими результатами недовольны 43%, тогда как среди занимающихся и вне школы — 32%. При этом дети, у которых есть хобби, лучше умеют сохранять баланс между учебой и отдыхом — 29% занимающихся чем-то помимо школы ответили, что успевают отдыхать без ущерба для учебы, тогда как из занимающихся только в школе все успевают только 16%.
Дополнительные занятия отнимают от 1 до 5 часов в неделю ровно у половины учащихся. 34% процента детей посвящают секциям и занятия с репетиторами от 5 до 10 часов в неделю. При этом почти половина детей (47%) выделяют время для своего хобби один или несколько раз в неделю, а 40% стараются дополнительно заниматься почти каждый день. Самые популярные хобби среди школьников — музыка (55%), чтение (48%) и рисование (36%).
Несмотря на высокую внеурочную занятость, самым популярным ответом на вопрос о занятиях в свободное время стал «зависаю в соцсетях» (68% опрошенных). Именно среди тех, кто проводит свободное время в соцсетях, больше всего недовольных своими учебными результатами (59%). Меньше всего недовольных — среди тех, кто в свободное время подрабатывает (51%).
Сами школьники, согласно результатам исследования, понимают, что соцсети отнимают у них много времени: 77% детей назвали «зависание в соцсетях» своим основным «таймкиллером». Остальные занятия для свободного времени набрали значительно меньшее число голосов: 34% школьников ответили, что во внеурочное время «бесцельно бродят по интернету», 28% — что общаются с друзьями и еще 30% — что смотрят сериалы.
При этом в неудовлетворительных результатах больше половины школьников винит не соцсети, а программу и учителей. 55% детей ответили, что им неинтересно изучать некоторые предметы, потому что не нравится учитель или уроки кажутся слишком скучными. Только 18% детей считают, что учиться лучше им мешает нехватка времени на подготовку к занятиям.
По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, основную роль в удовлетворенности успехами в школе играют особенности семьи: «Если уделяется внимание развитию каждого члена семьи, то и ребенок будет искать возможности для саморазвития. И даже подработка, если это не тяжелый физический труд, учит детей грамотно распоряжаться своим временем». При этом в соцсетях господин Луховицкий видит не угрозу, а новую возможность: «Я думаю, когда появились первые автомобили, была точно такая же реакция — возникло нечто принципиально новое, и это надо осваивать. Естественно, иногда возникают проблемы, но со временем люди придут к тому, чтобы не зависать полдня в соцсетях. Родители должны контролировать прежде всего свой день, и ребенок должен видеть, что родители заняты каким-то созидательным трудом».
По мнению вице-президента корпорации «Российский учебник» Андрея Галиева, «разнообразие деятельности формирует навык организации времени, а положительные эмоции, включая ощущение свободы выбора, лучше балансируют обязательные занятия». Ответы участников опроса о низкой мотивации из-за школьной программы или педагогов показывают, что учителей нужно «освободить от рутины в пользу творчества и обеспечить их максимально широким выбором образовательных методик и инструментов», считает эксперт. Господин Галиев также отмечает, что «зависание в соцсетях» осознается школьниками «как помеха учебе»: «При этом почти наверняка "зависание" и "общение с друзьями" сильно пересекаются: "общение с друзьями в соцсетях" звучит уже не так алармистски».
Российские родители не уверены в качестве школ
Компания LEGO Education в апреле представила данные исследования «Уверенность в процессе обучения» (Confidence in Learning Poll), проведенного аналитической компанией Harris Insights & Analytics. Компания опросила российских учителей, школьников и их родителей и выяснила, что 73% родителей считают, что школы не обладают необходимыми ресурсами для подготовки детей к будущему. При этом 91% родителей в России хотят, чтобы их дети приобретали более современные навыки в школе, например, при изучении программирования. 84% родителей уверены, что их детям придется осваивать профессии, которых сегодня не существует. Согласно полученным данным, только 11% российских школьников чувствуют уверенность при изучении предметов технического и естественно-научного циклов. Учителя, по данным исследования, также видят необходимость во внедрении новых методик в учебный процесс: так, 88% российских педагогов выразили желание проводить больше практических занятий.