«Решение должно носить, помимо чисто технологического, еще и нормотворческий характер»

Директор Некоммерческого фонда правовой защиты Владимир Энтин — о том, как улучшить работу Роспатента

Новые технологии становятся основой всего технологичного развития: весь мир наблюдает за многомиллионными патентными спорами между Apple и Samsung. При этом российские технологические компании и изобретатели все реже обращаются в Роспатент, предпочитая патентоваться за рубежом. Почему так происходит? И справедливо ли утверждение экспертного сообщества, что Роспатент как функциональная структура себя изжила? На эти вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Марату Кашину ответил адвокат, директор Некоммерческого фонда правовой защиты Владимир Энтин.

— Владимир Львович, можно ли утверждать, что Роспатент ошибается в каждом третьем случае, и говорит ли это о том, что это некая системная проблема у Роспатента?

— Вы знаете, у нас говорят обычно, что ошибаются в двух случаях, когда делают плохо либо когда делают слишком много. Сказать о том, что Роспатент делает слишком много или намного больше выдает патентов на изобретение, чем, допустим, в 2017-2018-м гг., нельзя. Тем цифры, которые опубликованы Григорием Ивлиевым, руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, говорят о том, что все это замерло в районе 40 тыс. Во многих странах этот показатель намного больше.

Возникает простой вопрос, 40 тыс. — слишком много или слишком мало? Надо просто поделить на количество сотрудников, тогда будет понятна нагрузка на каждого эксперта. По данным, которые гуляют в виде «сарафанного радио», говорится о том, что ошибок, к сожалению, чуть ли не 30%.

— Ошибки Роспатента — это чей-то злой умысел, сознательные действия или какие-то технические проблемы?

— Думаю, что это скорее особенности некоего системного сбоя. Дело в том, что у нас с вами существует только один «организм», через который проводятся все споры — это Палата по патентным спорам. Затем у нас с вами есть суд по интеллектуальным правам, который, как правило, в состоянии разбираться только со спорами, касающимися товарных знаков. Все, что касается технической составляющей таких споров, требует, скажем так, подготовки экспертов и обращения к экспертному сообществу. Отработанной системы взаимодействия нет, соответственно, отсюда неизбежность ошибок.

— На ваш взгляд, почему российские технологические компании или просто разработчики с каждым годом все реже обращаются к услугам Роспатента и предпочитают патентоваться за рубежом или защищать авторское право в коммерческих организациях?

— Во-первых, авторское право для своей защиты не требует получения какого-либо специального охранного документа, поэтому мы с вами будем говорить только о промышленной собственности. Это главным образом патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки, другие средства индивидуализации, которые требуют регистрации. Значит, остановимся на том — почему. В первую очередь, для всех интересна скорость прохождения или скорость работы. У нас сложилась такая ситуация, когда в ЕС существует такое понятие, как «промышленный образец Европейского союза». Для этого достаточно только разместить рекламу на тот или иной товар, показать его на выставке, выпустить в магазин. И в этом случае такой промышленный образец будет защищаться без регистраций как патент Европейского союза. А в том случае, если вы его зарегистрировали, то защита будет распространяться и на переработку. То есть, получается, мгновенная охрана. Роспатенту это и не снилось.

Второй момент, представьте себе, что у нас для того, чтобы использовать чей-либо товарный знак, требуется получить лицензию. Это дело хозяйствующих субъектов, дело быстрое. Но зарегистрировать эту лицензию оказывается себе дороже либо слишком долго. В результате формально вроде бы есть лицензионное соглашение между сторонами, но отсутствие регистрации делает ситуацию малопредсказуемой. Поэтому многие предпочитают обращаться туда и в те юрисдикции, где ситуация а) прозрачней; б) решается быстрее.

— Если коротко подвести итоги нашего разговора, возможно ли сделать так, чтобы Роспатенту доверяли больше? Что для этого нужно сделать? И исправит ли ситуацию многомиллионное вливание в цифровизацию ведомства? Естественно, речь о государственных деньгах.

— Мы всегда верили, что любую проблему можно решить с помощью большого количества денег, получаемых из госбюджета на улучшение структуры, переоснащение и так далее. Но, на мой взгляд, решение должно носить, помимо чисто технологического, еще и нормотворческий характер. Во-первых, расширить работу в режиме онлайн, сейчас она ведется, сейчас даже предоставляются специальные скидки при уплате пошлины, если она подается в режиме онлайн. Но представляется, что и прохождение всего другого цикла тоже должно быть подчинено цифровой динамике. Во-вторых, конечно, должна быть иначе решена процедура регистрации, она должна носить все чаще и все больше уведомительный характер. А для того чтобы не было соблазна что-нибудь переделать задним числом, следует использовать технологию блокчейна, которая позволяет отслеживать всю историю вопроса и не позволяет переписывать прошлое по несколько раз.

Григорий Ивлиев, глава Роспатента, — о работе службы:

«Что касается ошибочности решений Роспатента, то эта цифра ни на чем не основана, нет таких статистических данных. Мне совершенно непонятно, как можно об этом говорить. У нас 38 тыс. заявок в год на изобретения, а обжаловалось всего 225 наших решений из 38 тыс. При этом суд по интеллектуальным правам только в 45 случаях отменил решение Роспатента. Это означает, что мы работаем с коэффициентом 0,01% ошибок, с точки зрения суда. 0,01% — это совсем не 30%, о которых говорит эксперт. И статистика опубликована, она всем известно, вполне можно это посмотреть.

Что касается бюджета, то мы отнесены к тем цифровым ведомствам, которым выделили средства по программе «Цифровая экономика». Очевидно, эксперты берут разговоры, которые велись при формировании бюджета. Бюджет на трехлетний период сформулирован таким образом, что нам выделяют 3,6 млрд руб. на эту работу, в том числе около 800 млн руб. только в течение года. Финансирование цифровизации Роспатента обеспечено. Правительство выделило значительные средства на цифровизацию. Теперь задача стоит их расходовать экономно, эффективно и добиться результата, который бы устроил ваших экспертов, предпринимателей, изобретателей».

Вся лента