PSA под каблуком
Ольга Никитина о попытках французов малой ценой удержаться в РФ
Концерн PSA на прошлой неделе объявил о подаче заявки на специнвестконтракт (СПИК) — автопроизводителям нужно заключить его до июля, чтобы сохранить утильсбор, без которого их производство в России станет нерентабельным. Традиционно в таких случаях участники рынка не упускают возможности похвастаться намерениями, но здесь подробности СПИК остались тайной. Это понятно — как писал “Ъ”, инвестиции PSA гораздо ниже, чем у конкурентов, а планы в основном касаются перевозки и установки в РФ оборудования с завода в Испании для локализации старой модели «каблучка» Citroen Berlingo/Peugeot Partner. Также на конвейер должны встать модели легких коммерческих Opel, абсолютно аналогичные тем, что уже есть у Peugeot и Citroen.
В Минпромторге отреагировали сразу, указав, что подписание соглашения традиционно занимает около трех месяцев. Мои источники восприняли это одинаково: PSA единственный, кому публично указали, что он может не успеть заключить контракт. Хотя все автопроизводители сталкиваются с тем, что чиновники требуют от них больших обязательств по инвестициям и технологиям в рамках СПИК, столь откровенных попыток надавить на кого-то из игроков еще не было. Это не значит, что СПИК с PSA не будет подписан — правительство хочет сохранить всех основных участников рынка. Но эмоциональная реакция Минпромторга объяснима: PSA единственный концерн, который в рамках СПИК собирается производить устаревшие модели на подержанном оборудовании. Это идет вразрез с курсом вице-премьера Дмитрия Козака на производство более современной продукции (а не «консервных банок», как назывались устаревшие модели на закрытых встречах с автоконцернами).
Шаг PSA может выглядеть стратегически выверенным: не идти на поводу у правительства, которое год от года требует от компаний все больше, а обойтись минимальными издержками на рынке, в активный рост которого уже мало кто верит. Правда, мои источники не считают это «хитрым планом», а называют агонией и попытками отсрочить прекращение производства в РФ хотя бы до 2025 года. Завод в Калуге, где выпускаются модели PSA,— совместный с Mitsubishi, который уже привлечен в СПИК АвтоВАЗа как член альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Весьма вероятно, что к 2025 году Mitsubishi окончательно перейдет на площадки альянса, что сделает производство в Калуге, где объемы и так далеки от плановых, убыточным даже с учетом утильсбора. Общие продажи Peugeot и Citroen в РФ, которые по итогам 2018 года не дотянули до 10 тыс. машин, не позволяют подписываться под долгосрочными обязательствами. Приход моделей Opel вряд ли приведет к общему росту продаж. В такой ситуации PSA может лишь пытаться минимальными усилиями удержать утильсбор и тихо ждать конца.