Гастроли воздуха
В Москве показали циркового «Аватара»
В России проходят показы спектакля канадского Cirque Du Soleil «Toruk — первый полет», в котором использованы образы из фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». Во дворце спорта «Лужники» постановку дают до 5 мая, а затем с 8 по 12 мая «Toruk» будет показан в петербургском Ледовом дворце. Борис Барабанов побывал на спектакле.
«Toruk — первый полет» действительно перекликается с блокбастером Джеймса Кэмерона. Герои представления — представители цивилизации На’ви, для которых, как и в фильме, характерен синеватый оттенок кожи и наличие хвоста. Не стоит ждать от спектакля истории о столкновении двух цивилизаций. Мотив колонизации планеты Пандора безжалостными землянами здесь отсутствует вовсе. Дело происходит за 3000 лет до событий, описанных в фильме. Однако, тема взаимоотношений человека, точнее, гуманоида с флорой и фауной, представлена и здесь.
Завязкой истории служит обряд посвящения в охотники, который проходят названные братья Ралу и Энту. Ралу проходит его без проблем, а вот у Энту не все получается, и в итоге он ломает лук на глазах у соплеменников и сбегает в лес, отказываясь жить по законам своего клана и предпочитая полное единение с природой. Впрочем, вскоре друзьям предстоит воссоединиться, чтобы выполнить нелегкую задачу: собрать пять талисманов пяти разных кланов. Эти талисманы должны помочь остановить природный катаклизм, грозящий уничтожить Дерево Души — духовный и эмоциональный стержень всего народа На’ви.
Путешествие в поисках талисманов составляет большую часть спектакля.
«Toruk» — самая масштабная из гастролирующих постановок Cirque Du Soleil. Реквизит и декорации спектакля возят по миру на четырех боингах.
Но кажется, что больше всего места в этих самолетах занимает воздух особой консистенции, его состав помогает артистам исполнять сложнейшие акробатические трюки. Согласно сценарию «Аватара», гравитация на Пандоре на 20% ниже земной, и создателям «Toruk» удалось выразить это не только при помощи разнообразных акробатических техник. Таких манипуляций с разного рода воздушными змеями до Cirque Du Soleil не показывал никто. Когда герои используют в своих номерах парапланы, а в конце седлают дракона Торука, становится ясно, что для этого шоу годятся только самые масштабные крытые площадки, те, где можно действительно воссоздать специфическую атмосферу Пандоры.
Как и всегда в Cirque Du Soleil, в спектакле «Toruk» особое внимание уделено мелочам. Повседневность народа На’ви состоит из тысяч элементов ручной работы, которые декораторы Cirque Du Soleil смогли воспроизвести предельно детально и убедительно. В шоу нет прямых линий, это настоящие джунгли, в которых герои перемещаются, цепляясь за лианы, сражаются с деревянными копьями в руках и передают друг другу сигналы при помощи ритуальных барабанов и горнов. Разговаривают герои на языке На’ви, который когда-то придумал для «Аватара» лингвист Пол Фроммер. Причем, перевод с навийского зрителям не дают, да он и не нужен. Комментарии к сюжету на русском языке они получают от Сказителя — одного из главных действующих лиц.
Ландшафты, в которых путешествуют персонажи, меняются путем использования видеомэппинга. В шоу «Toruk» использовано 40 видеопроекторов. Движущиеся во всех измерениях декорации, мгновенная смена картинки, полеты по воздуху, паркетные куклы с названиями вроде «змееволк» и «страузавр», гигантские бабочки — все это в сумме составляет абсолютно достоверную среду планеты, в которую погружаешься без остатка. Взрослого зрителя в спектакле привлекает в первую очередь возможность изучить в деталях современные зрелищные технологии и освежить в памяти фильм Джеймса Кэмерона.
Что же касается детей, то сюжет постановки по степени сложности вполне может соперничать с новогодними ледовыми представлениями. Проще некуда.
При желании, в характерах героев можно найти и темные стороны. В конце концов, действительно ли Энту ушел из племени, потому что не хотел быть охотником и вредить природе? Или же это его комплексы, связанные с испытанием, которое ему не удалось пройти? И тогда его бегство — прежде всего внутренний конфликт. Впрочем, чтобы его разглядеть, нужно очень сильно присмотреться.