Авиакомпания Utair может приостановить полеты из-за долгов, сообщили СМИ со ссылкой на аудиторскую отчетность, которую подготовила компания EY. Как говорится в документе, по итогам прошлого года чистые убытки перевозчика превысили 21 млрд руб. При этом два года назад компания была прибыльной. Сейчас такие показатели в Utair объяснили повышением цен на топливо в 2018 году и конкурентным давлением на доходные тарифы.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
В свою очередь, сам перевозчик опровергает риск приостановки полетов, все рейсы будут выполняться в обычном режиме, заявил президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков: «Компания получает стабильную прибыль от операционной деятельности. Приостановление обслуживания части долга в декабре 2018-го отразилось на финансовых результатах именно прошлого года, но на текущую бесперебойность процессов и полетов не влияет. В 2019 году UTair меняет график платежей по долгам, чтобы вернуться к положительным финансовым результатам.
Компания никогда не делала заявлений о возможности приостановления деятельности.
Это фраза из заключения аудитора, который, в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, обязан сделать такую оговорку в связи с тем, что процесс реструктуризации финансового долга не был завершен до 31 декабря 2018 года».
Сейчас Utair входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России, в прошлом году она перевезла более 7 млн пассажиров. Грозит ли ей банкротство? И как оно может сказать на рынке? Если у перевозчика действительно есть финансовые проблемы, сбой расписания может случиться в конце лета, предположил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, от возможного ухода Utair с рынка пострадают, в первую очередь, регионы: «Финансовое сообщество, крупнейшие кредиторы не выработали единой позиции по поводу того, что делать с проблемным должником. Так что, сейчас можно предположить следующее — в высокий сезон останавливать работу крупного перевозчика смысла нет, потому что денежный поток, который авиакомпания получает от продажи билетов на рейсы в рамках летнего расписания, позволит ей вернуться к выплате процентов по кредитам.
То есть если кредиторы примут решение о банкротстве компании, значит, они лишат себя хотя бы каких-то денежных поступлений в ближайшее время.
С другой стороны, мы помним, что в конце высокого сезона, в августе-сентябре, авиакомпании переживают самый тяжелый период, когда они должны вывозить с мест отдыха большое количество пассажиров, но при этом выручка от продажи билетов на осень уже очень незначительна. Именно к этому периоду повышаются риски остановки любой компании, имеющей сложное финансовое положение».
Долг Utair перед банками-кредиторами сейчас оценивается в 75 млрд руб. В марте перевозчик попросил списать почти половину из них — 30 млрд руб. Как ранее сообщали газета «Ведомости», переговоры о реструктуризации долга авиакомпании начнутся после майских праздников.