«Такими "избранными" оказываются не столько дети, сколько родители»
Стремление дать детям хорошее образование появилось не сегодня и даже не позавчера. О вопиющем неравенстве при приеме в лучшие школы России заговорили много десятилетий назад. Причем недовольство высказывали не только родители школьников, но и руководители Министерства просвещения РСФСР.
Из записки министра просвещения РСФСР А. И. Данилова в Отдел науки и учебных заведений ЦК КПСС, 19 сентября 1969 года.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» в 269 средних школах Российской Федерации созданы классы с углубленным изучением ряда общеобразовательных учебных предметов. Углубленное изучение математики и вычислительной техники осуществляется в 155 средних школах, физики и радиоэлектроники — в 38, химии и химической технологии — в 60, гуманитарных предметов — в 10, биологии — в 7 школах. Классы одного профиля специализации имеют 107 школ, двух профилей — 156 школ и трех профилей — 5 школ. Специальные школы с углубленным теоретическим и практическим изучением в IX–X классах ряда предметов в РСФСР не создавались.
В соответствии постановлений Совета Министров СССР №3488 от 4 октября 1947 года и №468 от 27 мая 1961 года в Российской Федерации открыто 249 средних школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке...
В части школ, где введено углубленное изучение ряда предметов, созданы хорошо оснащенные учебные кабинеты по профилирующим предметам, для проведения практических занятий по ним используются лаборатории высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, к преподаванию профилирующих предметов привлечены высококвалифицированные учителя и частично преподаватели вузов. Все это позволяет ряду школ (московские №№ 114, 196, ленинградская №344, казанская №131, свердловская №69, барнаульская №42 и др.) обеспечивать хорошую общеобразовательную подготовку своих старшеклассников, главным образом для поступления в высшие учебные заведения и успешного обучения в них.
Некоторые школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, как, например, СШ №№ 1, 4, 2, 15 г. Москвы, №№ 12 и 7 г. Тамбова, №13 г. Свердловска, №7 г. Перми, №1 г. Горького и др., достигают значительных успехов в обучении учащихся практическому владению иностранным языком: их выпускники имеют хорошее произношение и обширный словарный запас, свободно ведут беседу на бытовые, общественно-политические и литературные темы, читают оригинальную литературу с весьма ограниченным использованием словаря. В то же время учащиеся этих школ получают хорошие знания по всем учебным предметам.
Наряду с изложенными выше положительными моментами в работе классов с углубленным изучением ряда предметов, школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, в работе большинства из них возник ряд ошибочных тенденций, не совместимых с требованиями, предъявляемыми к развитию народного образования в нашем обществе.
Территориальное размещение сети «специализированных школ»
Создание некоторого числа школ и классов с углубленным изучением ряда предметов и школ с изучением ряда предметов на иностранном языке уже само по себе не может оказать сколько-нибудь существенного влияния на повышение общеобразовательного уровня всей молодежи, на подготовку ее к общественно-полезному труду в интересах роста культуры народа и развития производительных сил страны.
В то же время об этих школах и классах много говорят и пишут, давая понять, что именно через них проходит чуть ли не основной путь подготовки высокообразованной молодежи. От этого недостатка не свободны и некоторые, в том числе ведущие сотрудники АПН СССР... Положение дел со специализированными классами и школами усугубляется неравномерным территориальным размещением сети таких школ, сосредоточением их преимущественно в крупных городах.
«В I класс этой школы принято 64 человека, из них: по направлениям роно — 21 человек, по указанию гороно — 20, по просьбам шефов — 5»
Так, третья часть школ РСФСР, имеющих IX-X классы с углубленным изучением ряда предметов, находятся в Москве и Ленинграде, хотя во всех IX и X классах средних школ этих городов обучается только 6,1% старшеклассников России. В школах периферийных городов функционирует 67,0% школ, имеющих классы с углубленным изучением ряда предметов, и только 3,4% таких классов открыто в сельских школах, хотя в них обучается 36% всех учеников IX-X классов Российской Федерации. К этому следует добавить, что 54,5% школ, имеющих классы с углубленным изучением ряда предметов, размещены в республиканских (АССР), краевых и областных центральных, 11,2% в крупных городах областного подчинения, 2,3% — в остальных городах.
Из-за отсутствия необходимых условий не представилось возможным открыть классы с углубленным изучением ряда предметов ни в одной из школ 4 АССР и 15 областей, хотя в тех IX-X классах обучается 14,8% старшеклассников РСФСР.
Такое же положение сложилось и с размещением школ с изучением ряда предметов на иностранном языке: из 249 таких школ 113, т. е. 45,2% открыты в Москве и Ленинграде, 104 школы (41,8%) в республиканских (АССР), краевых и областных центрах, 21 (8,5%) в городах областного подчинения, 10 (4,0%) в прочих городах и только 1 в сельской местности.
Таким образом, фактическую возможность углубленного обучения ряда предметов, в том числе и иностранных языков, имеют отнюдь не все дети трудящихся. Это обстоятельство нередко порождает конфликты школы с родителями при решении вопроса о приеме их детей в классы с углубленным изучением ряда предметов и в школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке.
Решить эту проблему путем повсеместного создания большого числа таких классов и школ практически невозможно. Прежде всего, во многих населенных пунктах для этого нет необходимых условий (хорошая учебно-материальная база школ, высококвалифицированные учителя профилирующих предметов), кроме того, создание большого числа специализированных школ узаконило бы повсеместную дифференциацию школьников как по успеваемости, так и по социальному составу, что противоречит принципу единства советской школы.
Комплектование учащихся специализированных школ и классов
К грубому нарушению принципа единства советской школы и равного права всех граждан на образование ведет сложившаяся практика приема учащихся в классы с углубленным изучением ряда предметов и школы с изучением ряда предметов на иностранном языке.
Как известно, обычные школы принимают на обучение всех без исключения детей из выделенного для каждой из них территориального района. Формально территориальные районы также закреплены и за каждой школой, имеющей классы с углубленным изучением ряда предметов, и всеми школами с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Фактически же специализированные школы под видом выявления способностей и склонностей учащихся отбирают только наиболее сильных учащихся, искусственно создавая условия для высокой успеваемости, которыми не могут располагать все остальные школы, т. к. они работают с обычным составом учащихся.
Проведенные Министерством просвещения РСФСР проверки установили многочисленные факты такой порочной практики отбора учащихся в классы с углубленным изучением ряда предметов и школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке.
«Вызывает тревогу и резкое несоответствие в отдельных случаях национального состава населения того или иного района с национальным составом специализированных школ»
Только 38,1% учащихся IX классов с углубленным изучением ряда предметов комплектуются из учеников тех же школ, где они окончили VIII классы. В I классы школ с изучением ряда предметов на иностранном языке принято детей, проживающих в закрепленном микрорайоне, в 1966 году — 63,7% от общего контингента приема, в 1967 году — 55,1%, в 1968 году — 57,0%, в 1969 году — 56,8%. Так, например, за 3 последних учебных года в школу №4 г. Москвы принято 204 ученика, в том числе из своего микрорайона только 49 детей. В 1969 году в I класс этой школы принято 64 человека, из них: по заявлениям родителей из своего микрорайона — 15 человек, по направлениям роно — 21 человек, по указанию гороно — 20, по просьбам шефов — 5, детей работников школы — 3. В школу №6 г. Пензы за те же 3 года принято 236 человек, в том числе только 34 из закрепленного микрорайона. Дети из закрепленных микрорайонов составляют следующие %% к общему числу принятых в I класс: в ростовской школе №53 — 15%, в таганрогской №9 — 16%, в свердловской №37 — 21,5%. Такое же положение в московских школах с изучением ряда предметов на английском языке №№ 110, 35, 19, 15, 72, 7, 9, 42 и др.
Подобное комплектование означает осуществление устойчивой тенденции к превращению указанных школ в учебные заведения для «избранных». При этом такими «избранными» оказываются не столько дети, сколько родители, сумевшие повлиять на руководство школ.
Слабо успевающие ученики из классов с углубленным изучением ряда предметов, как правило, отчисляются. Так, в проверенных Министерством просвещения школах за 1966–67 и 1968–69 учебные годы выбыла 1/5 часть учеников, принятых в IX классы с углубленным изучением математики, физики и химии. Половина из них не успевала по профилирующим и 17,2% — по непрофилирующим предметам. Установлено также, что 35% учеников, выбывших из классов с углубленным изучением ряда предметов, возвратились в школы, где они окончили VIII класс, 49% перешли в обычные классы других школ и 26% поступили на работу.
По данным проверенных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, отсев учащихся по неуспеваемости в них ежегодно составляет 11–12%. Из школы №53 г. Ростова по разным мотивам выбыло в прошлом учебном году 19 учеников, из которых не успевали 17, из школы №3 г. Москвы перешло в другие учебные заведения 12 учеников, из которых не успевало 10. Также обстоит дело в свердловской школе №39, в таганрогской №9, барнаульской №2, воронежской школе имени А. В. Кольцова и многих других.
Самым нежелательным последствием такой порочной системы приема детей в специализированные школы и классы является возникшая и все увеличивающаяся односторонность социального состава учащихся.
Как известно, рабочие и младший обслуживающий персонал составляли 70% всех трудящихся нашей страны. В то же время в школах с углубленным изучением ряда предметов, проверенных Министерством просвещения РСФСР, дети рабочих составляют в среднем лишь 37,8% от общего приема в IX классы. В школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке в числе ежегодно принимаемых учеников дети рабочих составляют в среднем 22–25%. За этими средними цифрами скрываются, однако, многочисленные факты комплектования школ указанных типов преимущественно детьми интеллигенции.
Дети рабочих составляют менее 10% всех учеников школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке в г. Москве и менее 15% — в Московской области.
В ленинградской школе №470 из 178, принятых в IX класс, детей рабочих — 32 человека, в классах с углубленным изучением физики курской школы №6 — только 21 ученик из 199, принятых за 3 года,— дети рабочих. Такое же положение в воронежской школе №58, московских школах №52 и 114 и в ряде других.
Вместе с тем отсев происходит чаще всего за счет детей из рабочих семей, так как во многих школах утрачивается забота о сохранении контингента и условиях жизни детей в семье.
В ленинградской школе №10 из классов с углубленным изучением химии в 1968 году отсеялось 8 учеников, в том числе 6 детей рабочих, в школе №211 г. Ленинграда за 5 последние года из классов с углубленным изучением физики выбыло 8 человек, в числе них (так в тексте.— «История») 5 детей рабочих. Подобные факты не единичны.
Такое положение, к сожалению, стало нормой для значительной части специализированных школ.
Вызывает тревогу и резкое несоответствие в отдельных случаях национального состава населения того или иного района с национальным составом специализированных школ...
Об эффективности работы специализированных школ и классов
Обучение в классах с углубленным изучением ряда предметов, несомненно, способствует успешной сдаче экзаменов и поступлению в высшие учебные заведения.
По данным 30 школ гг. Москвы, Ленинграда, Саратова, Барнаула, Новосибирска, Ижевска, Воткинска, Курска, Свердловска, Ростова, Новочеркасска и Воронежа, 80,8% учащихся, оканчивающих классы с углубленным изучением ряда предметов, поступает в вузы, тогда как из выпусков обычных классов тех же школ за последние два года в вузы принято 64,3% юношей и девушек.