Танкеры попали под удар

В Персидском заливе от рук неизвестных пострадали четыре торговых судна

Ситуация в Персидском заливе оказалась на грани военного конфликта. Накануне четыре танкера, находившиеся вблизи территориальных вод ОАЭ, подверглись нападению со стороны неизвестных сил. За несколько дней до этого США предупредили о возможных иранских атаках на коммерческие и военные суда. Однако в Иране, как и в арабских странах региона, выразили обеспокоенность инцидентом. Через Ормузский пролив, при входе в который были совершены нападения, проходит около 30% морской торговли нефтью. На этом фоне цены на нефть резко возросли.

Фото: Satish Kumar, Reuters

13 мая стало известно, что два из четырех пострадавших в исключительной экономической зоне ОАЭ (200 морских миль) судов принадлежат Саудовской Аравии. По словам министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов королевства Халида аль-Фалиха, в шесть часов утра 12 мая «два саудовских танкера подверглись диверсионному нападению у побережья эмирата Фуджейра, когда они направлялись в Персидский залив». Один из двух танкеров шел в саудовский порт Рас-Таннура, чтобы загрузить сырую нефть для американских клиентов компании Saudi Aramco. По данным СМИ, еще два танкера принадлежат ОАЭ и Норвегии. В заявлении МИД ОАЭ отмечалось, что жертв и пострадавших нет, как и утечек опасных веществ, ведется следствие.

На фоне опасений относительно риска перебоев поставок сырья с Ближнего Востока мировые цены на нефть показали уверенный рост.

В течение сессии цена поднималась почти на 2%: Brent — до $72,58 за баррель, WTI — до $63,33 за баррель.

Порт Фуджейра находится в 140 км к югу от входа в Ормузский пролив — важнейший морской путь для мировой торговли нефти. Он соединяет Персидский и Оманский заливы и через него проходит около трети морской нефтяной торговли и почти одна пятая всей потребляемой в мире нефти. Через Ормуз идут поставки нефти из Саудовской Аравии, Ирана, ОАЭ, Кувейта и Ирака, а также почти весь СПГ, производимый крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива — Катаром.

И эмиратские, и саудовские власти подчеркнули ответственность международного сообщества за предотвращение попыток какой-либо стороны подорвать безопасность морских перевозок. Осудили атаку и Лига арабских государств, и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который входят шесть аравийских монархий. «Это опасное развитие событий отражает дьявольские намерения сторон, которые это спланировали и осуществили. Подобные безответственные действия увеличивают напряженность в регионе»,— заявили в совете.

Никто из арабских государств не назвал виновников происшествия. Одновременно с этим морская администрация США предупредила грузоотправителей о необходимости соблюдать осторожность при путешествии мимо Фуджейры. Это уже второе предупреждение США менее чем за неделю. «С начала мая возрастает вероятность, что Иран и/или его региональные союзники могут предпринять действия против интересов США и их партнеров, в том числе против инфраструктуры нефтедобычи, после того как недавно угрожали закрыть Ормузский пролив»,— говорилось в сообщении американской морской администрации от 9 мая. США опасаются, что под атаку могут попасть коммерческие суда, нефтяные танкеры или американские военные суда в Красном море, Баб-эль-Мандебском и Персидском заливах.

Что нужно знать об иранской ядерной сделке

Смотреть

Это предупреждение было выпущено через два дня после того, как Иран заявил о приостановке части своих обязательств по «ядерной сделке» — Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), из которого год назад вышли США. За последние недели отношения между Вашингтоном и Тегераном обострились еще больше. 8 апреля США внесли иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) в список иностранных террористических организаций, а 22 апреля решили не продлевать исключения по санкциям для ряда стран, которые покупали иранскую нефть. В ответ на это командующий военно-морскими силами КСИР Алиреза Тангсири повторил неоднократно выражаемую Тегераном угрозу закрыть Ормузский пролив, если у Ирана не будет возможности продавать свою нефть.

Одновременно с заявлениями Тегерана по СВПД американский телеканал CNN со ссылкой на разведывательную информацию сообщил о возможном размещении Ираном баллистических ракет ближнего радиуса действия на своих кораблях в Персидском заливе.

А за неделю до этого, 5 мая, помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что Вашингтон «в ответ на ряд тревожных признаков эскалации и в качестве предупреждения развертывает авианосную ударную группу во главе с авианосцем "Авраам Линкольн" и целевую группу бомбардировщиков в зоне ответственности центрального командования США на Ближнем Востоке». Кстати, первые полеты бомбардировщиков B-52H Stratofortress состоялись 12 мая, когда и была совершена атака на танкеры в районе Фуджейры.

Между тем в МИД Ирана выразили сожаление в связи инцидентом с танкерами и назвали его «актом вандализма», а также предупредили о «заговорах с целью подорвать безопасность и стабильность в регионе». В иранском парламенте предположили, что атака может быть осуществлена «третьей стороной». «Взрывы в Фуджейре показали, что безопасность на юге Персидского залива подобна стеклу»,— написал на своей странице в Twitter глава комитета по национальной безопасности парламента Хешматолла Фалахатпишех. Контрастом с заявлениями официальных лиц прозвучали комментарии иранских журналистов, связанных с КСИР. Они преподнесли атаки как возмездие по заслугам, утверждая, что за нападениями на танкеры стоят «сыновья сопротивления». Так принято называть иранских политиков и военных, а также проиранские силы в регионе. Слова журналистов процитировал саудовский телеканал «Аль-Арабия», который занимает антииранскую позицию.

«Очевидно, что экстремистским элементам в иранской политике хочется побравировать: мол, мы уже ответили на выход США из СВПД, ответим и на появление американского авианосца в заливе. Но утверждать, насколько за их словами стоят реальные факты, пока нельзя»,— сказала “Ъ” научный сотрудник НИУ ВШЭ Юлия Свешникова.

По ее мнению, пока это больше похоже на психологическую войну, чем на реальную. «Непонятно, зачем Ирану устраивать такие атаки, вряд ли такая политика может привести к изменению ситуации вокруг СВПД и способствовать ослаблению санкций в отношении Тегерана»,— считает она. При этом эксперт не исключила, что ситуация в регионе может обостриться в любой момент и с любой стороны — неважно, будет ли это Иран, или США, или кто-то еще.

Марианна Беленькая

Вся лента