В атмосфере равенства
Екатерина Зиборова о второй GemGeneve
В прошлом году двое старинных коллег по ювелирному бизнесу, Ронни Тота и Томас Фарбер, в первый раз пригласили партнеров принять участие в новой ювелирной выставке в Женеве. Торговцы драгоценными камнями и антикварными украшениями с радостью откликнулись на призыв, и на Международной выставке ювелирных украшений и драгоценных камней GemGeneve 2018 года собралось 147 компаний-участниц. В этом году проходившая с 9 по 13 мая выставка выросла на 42% — с точки зрения занимаемой площади в выставочном комплексе Palexpo на 63 стенда (на сей раз выставлялись 210 компаний) и на одну страну — география участников теперь включает и Тайвань. Наконец, организаторы отмечают увеличение числа посетителей, среди которых были как профессионалы ювелирной индустрии — дилеры, дизайнеры, байеры, пиар-консультанты, журналисты, так и любители драгоценностей.
По структуре выставка осталась прежней. Основную часть пространства занимали коммерческие стенды компаний, дилеров драгоценных камней и антикварных украшений, при этом проходы между стендами, как и в прошлом году, напоминали лабиринт: каждый раз от входа до центра зала можно было прокладывать новый путь, неожиданно встречая по дороге витрины то с тиарами XIX века, то с изумрудами и сапфирами поражающих воображение размеров, то со сверкающими бриллиантами фантазийных расцветок.
Надивившись на драгоценные диковинки, рано или поздно посетитель оказывался в глубине зала, в зоне Vivarium c современными и малоизвестными дизайнерами, которых для выставки отбирала знаменитый ювелирный историк Вивьен Беккер. В этом году в ее «собрании» было 11 имен. Шестеро прошлогодних участников (Nadia Morgenthaler, Sean Gilson, Ninotchka, Alexander Tenzo, Cora Sheibani, Oselieri-Racine) выставлялись рядом с пятью новичками (Nicolas Lieou, Alexandra Jefford, Ming Lampson, Milio, Tatiana Verstraeten).
В окружении струящихся украшений Tatiana Verstraeten, флюоресцентных бриллиантов Cora Sheibani и модернистских драгоценностей Alexandra Jefford стоял стенд, демонстрирующий результаты сотрудничества GemGeneve c профильными дизайнерскими вузами — женевской Высшей школой искусства и дизайна HEAD (Haute Ecole d’art et de design) и парижской ювелирной школой HEJ (Haute ecole de joaillerie), чьи студенты представили на выставке свои проекты. Украшения соперничали в оригинальности, и за понравившееся можно было проголосовать (организаторы установили неподалеку пластиковый ящик для бюллетеней).
Пробежав глазами основной список участников, человек, не связанный с ювелирным делом профессионально, скорее всего, не встретит ни одного знакомого имени или названия. А между тем все это семейные компании, уважаемые в своей среде, и среди них есть даже признанные знаменитости, такие как торговцы бриллиантами Dehres или William Goldberg, дилеры цветных драгоценных камней Nomad. Просто к громкой славе они не стремятся — так, на некоторых стендах рядом с гигантскими турмалинами параиба и авторскими украшениями красовались таблички с перечеркнутым фотоаппаратом или надписью «Просьба не фотографировать».
Подчеркнем: каждого участника Ронни и Томас отбирают лично, поскольку, как представители семей, занимающихся торговлей ювелирными украшениями в нескольких поколениях, знакомы со всеми главными игроками этой обширной, но довольно замкнутой индустрии не понаслышке. «Почти каждый из наших участников считает нужным написать мне сообщение о том, что он приземлился в Женеве, поселился в отеле или с нетерпением ждет начала выставки,— улыбается Ронни Тота.— Можете ли вы представить, чтобы кто-то из участников выставки в Базеле, Гонконге или Лас-Вегасе писал восторженные личные сообщения организаторам? Именно это и отличает GemGeneve от всех остальных выставок — мы здесь как одна большая семья».
В таком контексте особенно приятной новостью стало участие в GemGeneve российских ювелиров Alexander Laut и Epic Jewellery, а также украинского бренда Oberig, который несколько лет назад продавался в московском бутике Sublime by Bosco. Отвечая на вопрос, почему на выставке так мало современных ювелиров, Ронни Тота объясняет: «Для некоторых компаний расположиться рядом со своим поставщиком камней представляется довольно неоднозначным решением. Кандидатуры тех, кого этот нюанс не беспокоит, мы с удовольствием рассматриваем. Это наш важный приоритет — располагать ювелиров рядом с дилерами и никого не выделять».
Стенды самих организаторов спрятаны внутри выставки, демонстрируя таким образом равнозначность всех и каждого на этой площадке. Томас Фарбер представляет четвертое поколение семейного ювелирного бизнеса со специализацией на драгоценных камнях, бриллиантах и антиквариате. Сегодня у компании Faerber Collection свои офисы в Женеве, Нью-Йорке, Антверпене, Париже и Гонконге, а управлять всем этим Томасу помогают дочь Ида и сын Макс. Ронни Тота тоже работает вместе с дочерьми Надеж и Сандрин, специализацией его компании Horowitz & Totah считаются поиск исключительных драгоценных камней и их установка в украшения, которые можно было бы описать как выполненные в стилистике современного классицизма, а также экспертная оценка сапфиров и натурального жемчуга. Ронни Тота — член нескольких профессиональных объединений, таких как Международная ассоциация цветных камней ICA (International Colored Gemstone Association) и швейцарская геммологическая лаборатория SSEF (Schweizerische Stiftung fur Edelstein-Forschung). Дети Ронни и Томаса принимали самое активное участие в организации GemGeneve, в числе прочего помогая Вивьен Беккер с поиском молодых талантов для Vivarium или предлагая новых кандидатов для основной площадки.
В 2018 году массу позитивных отзывов получила программа лекций, проходивших в рамках выставки,— теперь их стало больше. Вивьен Беккер рассказала о трендах в современном ювелирном деле и, как признанный специалист по творчеству Рене Лалика, прочитала лекцию об украшениях эпохи ар-нуво. Писательница и эксперт по драгоценным камням Джоанна Харди поведала об особенностях изумрудов и рубинов, про которые написала два увесистых и богато иллюстрированных тома — «Изумруды» в 2014 году и «Рубин» — в 2017-м. Специалист аукционного дома Christie’s Ванесса Крон, ведущая несколько образовательных курсов, составила список женщин-муз, вдохновлявших ювелиров на создание шедевров, а Аманда Триосси, энциклопедист в ювелирном деле, прочитала интереснейшую лекцию об украшениях 1970–1980-х, рассказав, какими разными они бывают по стилю, исполнению и материалам.
В общем, вторая GemGeneve наглядно доказала: организаторы не ошиблись, начав поиски нового выставочного формата для ювелиров, более камерного, почти семейного и при этом высокопрофессионального. На 2020 год GemGeneve назначена на 7–10 мая, но, возможно, свои коррективы тут внесет объединение Baselworld и SIHH.