Условная обороноспособность
Российское бряцание оружием, с одной стороны, и непрекращающиеся претензии союзников — с другой — оказывают серьезное давление на Бундесвер. В то же время вооруженные силы ФРГ страдают от неудовлетворительного состояния военной техники. О причинах такого положения для «Д» рассказывает редактор политического отдела газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung Лоренц Хемикер.
Аннегрет Крамп-Карренбауэр уже приступила к разминке: новая председатель Христианско-демократического союза (ХДС) и наиболее вероятный кандидат на роль преемницы Ангелы Меркель на посту канцлера во всеуслышание размышляет о перспективах появления европейского авианосца. Такой проект подчеркнул бы глобальную роль Европейского союза как силы, обеспечивающей безопасность на планете, отметила недавно политик из земли Саар на конференции «Размышляя о Германии», организованной газетой Frankfurter Allgemeine Zeitung и Обществом имени Альфреда Херрхаузена в Берлине.
Такие заявления не только демонстрируют решительный настрой, но и соответствуют общему настрою выступлений федеральных канцлеров, министров иностранных дел и обороны Германии на международных конференциях и торжествах: дескать, Германия хочет взять на себя больше ответственности в сфере политики безопасности. Правительство к этому готово. И уже действует.
В реальности картина иная. Ничто не может послужить более яркой иллюстрацией немецкой шизофрении, чем предложение председателя ХДС. В то время как она грезит авианосцем, военно-морской флот, как и все прочие рода войск Бундесвера, сталкивается с чудовищным количеством случаев выхода из строя основополагающей техники. То, что в последнее время ни одна из подлодок, некогда составлявших гордость немцев, месяцами не могла выйти в море, лишь верхушка айсберга. Летом прошлого года едва ли треть техники можно было использовать для учений или применить в случае необходимости.
Регулярный отчет Министерства обороны, подготавливаемый генеральным инспектором Эберхардом Цорном для Бундестага, сегодня засекречен. При этом содержащиеся в нем цифры, согласно источникам из парламентских кругов, кардинально не улучшились.
К тому же Бундесверу приходится искать пополнение на практически безлюдном рынке труда: еще в 2011 году немецкие политики приняли скороспелое волевое решение об отмене воинской повинности
Несмотря на серьезные усилия, военным едва удается удовлетворять собственные потребности в молодых кадрах. Если сейчас численность Бундесвера составляет всего 182 тыс. человек, то в ближайшие годы она должна возрасти до 203 тыс.
Колоссальный разрыв между желаемым и действительностью явствует и из ситуации с оборонными расходами. Федеративная республика очень далека от исполнения добровольного обязательства довести эту статью бюджета до 2% ВВП, взятого на себя членами НАТО. Конечно, после российской аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на востоке Украины оборонный бюджет Германии, как и других стран, заметно увеличился. Только в текущем бюджетном году ФРГ дополнительно выделила на эти цели €4 млрд, в результате чего общая сумма составила €42,9 млрд. В пересчете это 1,37% ВВП Германии.
Однако «смена тренда в финансировании», поспешно анонсированная министром обороны Урсулой фон дер Ляйен (ХДС), начинает пробуксовывать еще до того, как она по-настоящему состоялась. На фоне стремительно намечающихся зияющих, многомиллиардных дыр в государственном бюджете, попыток партий уточнить собственный внутриполитический профиль и не в последнюю очередь закрепленного в основном законе ФРГ обязательстве минимизировать объем новых долгов министр финансов Олаф Шольц (СДПГ) уже срывает денежный стоп-кран.
Исходя из нынешних планов и вопреки обещанию, данному Североатлантическому альянсу Берлином еще в декабре прошлого года, оборонные расходы Федеративной Республики не вырастут к 2024 году до 1,5%, а, наоборот, вновь сократятся. В то время как министр обороны Германии фон дер Ляйен надеется, что их графическое отображение примет форму устремленной вверх кривой, министр финансов Шольц рисует ниспадающую прямую.
Похоже, министерство обороны Германии, ослабленное многочисленными скандалами, не сможет существенно изменить этот курс в свою пользую. А Меркель под занавес долгого канцлерства и в преддверии выборов в Европарламент не хочет подрывать и без того хрупкий мир между членами коалиции, заявляя свое веское мнение по данному вопросу.
По всей видимости, немцы готовы мириться с тем, что реакция союзников по НАТО и прежде всего США на немецкую шизофрению выражается в покачивании головой и плохо скрываемом озлоблении. Цена этого велика: вклад Германии в обеспечение мира и международной безопасности остается практически незамеченным, что несоразмерно ее заслугам. В операции «Решительная поддержка» в Афганистане Бундесвер по-прежнему занимает второе место после США по численности контингента. Кроме того, сотни военнослужащих рискуют жизнью в борьбе с террористическими формированиями «Исламского государства» в Сирии и Ираке. На восточном фланге Бундесвер координирует «ударную группу» НАТО в Литве, а с начала 2019 года — и силы быстрого реагирования НАТО («Острие копья») с почти 8 тыс. военнослужащих, из которых почти каждый второй — гражданин ФРГ.
И хотя большинство немцев перед лицом меняющихся вызовов в сфере политики безопасности вокруг Европы и бесчисленных сообщений о плачевном положении Бундесвера все чаще высказываются за повышение оборонных расходов, в ближайшие годы в Бундестаге едва ли «само собой» сформируется большинство, способное настоять на исполнении самостоятельно взятого на себя обязательства перед НАТО. Буржуазный лагерь, в который некогда входили христианские демократы и Свободная демократическая партия (СвДП), для этого слишком слаб. Так называемой коалиции «Ямайка» (черные ХДС/ХСС, желтая СвДП и «Зеленые») в вопросах оборонных расходов пришлось бы преодолевать глубокие разногласия между своими участниками. А коалиция в любом другом составе даже не стала бы ставить перед собой таких целей. Правопопулистская АдГ и СДПГ с партией «Левые» преследуют другие интересы. Военная тематика в Германии давно не приносит дополнительных симпатий избирателей.
Наиболее вероятный сценарий наращивания оборонных расходов Германии в прошлом активировался извне. Не исключено, что так получится и в этот раз, что бы тому ни поспособствовало — российское бряцание оружием или усиливающееся давление со стороны союзников. В отсутствие и того и другого Германия, нарушая принятые на себя обязательства, может поднять топор на дерево Североатлантического союза — чего, вероятно, очень хотелось бы хозяину Белого дома по ту сторону океана.