ОСАГО не приживается в ремонтном боксе
ЦБ приготовил страховщикам санкции за некачественный автосервис
Спустя два года после запуска ремонтной реформы ОСАГО регулятор опубликовал указание о санкциях к страховщикам, нарушающим нормы «натурального возмещения» — когда компания вместо денежных выплат рассчитывается за ремонт автомобиля с сервисом. Крайняя мера в указании ЦБ — отстранение от «ремонтной практики» на год, если нарушения составляют более 1,5% всех ремонтов компании по ОСАГО. Ремонтная реформа должна была снизить издержки страховщиков, но по факту возможностью неденежного возмещения страховщики пользуются лишь в 20% случаев. Размер выплат в ОСАГО все равно растет, и компании в ответ уже готовят повышение тарифов.
Вчера ЦБ разместил на своем сайте указание о порядке ограничения страховщиков в применении ремонта вместо денежных выплат в ОСАГО. Напомним, страховщики ОСАГО с 29 апреля 2017 года в приоритетном порядке могут направлять автомобили на ремонт вместо денежной выплаты, но должны соблюсти ряд требований: по закону расстояние до сервиса от места ДТП либо места жительства автовладельца (по его выбору) должно составлять до 50 км, срок ремонта — не более 30 дней, а за каждый день просрочки страховщик платит штраф в 0,5% суммы возмещения. Гарантия на ремонт — полгода (год — на кузовные и лакокрасочные работы), использовать в ремонте по ОСАГО б/у детали нельзя. Автомобили не старше двух лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться на авторизованных СТО для сохранения гарантии.
По указанию ЦБ, которое вступает в силу через десять дней с момента опубликования, страховщик лишается права на натуральное возмещение в ОСАГО, если два или более раз в течение года нарушил требования к восстановительному ремонту. Сроки такого отстранения начинаются от трех месяцев, если количество нарушений — не более 0,5% всех ремонтов по ОСАГО, и до года, если таких нарушений больше 1,5%.
Как следует из статистики жалоб в ЦБ, в первом квартале из всех жалоб на страховщиков ОСАГО (9,8 тыс.) только 4% касались натурального возмещения. Изначально ремонтная реформа затевалась законодателями для того, чтобы снизить издержки страховщиков в судах — автоюристы умело отсуживали денежные выплаты, а оспаривать ремонт сложнее. Как говорит президент Российского союза страховщиков (РСА) Игорь Юргенс, сейчас в среднем по стране до 20% выплат осуществляется ремонтом. «Задача, которая была заложена в идеологию принимаемых поправок о приоритете натурального возмещения, выполняется — это наглядно видно по статистике судебных споров, которая показывает ниспадающий тренд. Количество судебных злоупотреблений снизилось»,— говорит он.
Но это не решило проблему роста выплат. По статистике РСА, средняя премия по ОСАГО за первый квартал снизилась на 5,1% — с 5,7 тыс. руб. до 5,4 тыс. руб., это результат тарифной реформы, проведенной регулятором в начале года. При этом средняя выплата выросла на 3,1% — с 64,3 тыс. руб. до 66,3 тыс. руб. Общая сумма сборов уменьшилась на 3,5% — с 69,5 млрд до 67,1 млрд руб., а сумма выплат, напротив, выросла на 15,7% — с 44,9 млрд до 51,9 млрд руб. В союзе говорят, что рост убытков и выплат — тревожный тренд для страхового рынка.
Как говорят в лидирующем по сборам ОСАГО в апреле «Ингосстрахе», в ближайшее время рынок поднимет тарифы. «Со стартом тарифной реформы компании на волне некой эйфории ударились в конкуренцию и начали снижать тарифы,— говорит глава "Ингосстраха" Михаил Волков,— но сейчас рыночная ситуация показывает рост убыточности: выплаты растут, а с началом работы института финансового уполномоченного (с 1 июня все споры по ОСАГО в обязательном порядке до суда рассматриваются финомбудсменом.— “Ъ”) на выплатах скажутся и тарифы, назначенные финомбудсменом за рассмотрение обоснованной жалобы клиента в размере 45 тыс. руб.». По его словам, повышательный тренд тарифы ОСАГО продемонстрируют уже к концу второго квартала. «Мы резкого увеличения средней цены полиса не готовим,— рассказал глава "Ингосстраха" “Ъ”,— но на ряде территорий на 5–10% тарифы придется поднять, как того требует экономика ОСАГО, с тем чтобы не войти в очередной виток кризиса по сегменту».