Покупатели расчехлили смартфоны

У сотовых операторов снизились продажи аксессуаров

МТС в первом квартале 2019 года снизила доходность розничной сети на 6 процентных пунктов год к году, до 8,5%. Падение маржинальности в сегменте заметили и в «Вымпелкоме». Ритейлеры объясняют это наступлением «консервативного рынка», на котором продажи зарядок и чехлов от смартфонов снижаются как в количестве, так и в выручке.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Валовая маржа от продажи устройств и аксессуаров в рознице МТС по итогам первого квартала 2019 года составила 8,5%, что на 6 процентных пунктов ниже первого квартала 2018 года, следует из отчетности оператора. Выручка направления по итогам квартала выросла на 12,5% год к году, до 12,5 млрд руб. По словам президента МТС Алексея Корни, на маржинальность розничного бизнеса оказывает давление замедление рынка, в частности продаж оборудования. При этом розница МТС растет быстрее рынка по ключевым показателям, настаивает представитель оператора. Источник “Ъ”, знакомый с позицией компании, подчеркивает, что маржинальность на рынке смартфонов — управляемый показатель. «Монобрендовая сеть обеспечивает поток клиентов для основного бизнеса — продажи тарифов и дополнительных услуг. За счет регулирования цен на смартфоны МТС может управлять трафиком в своих салонах»,— поясняет он.

У МТС агрессивная ценовая политика для привлечения потока в розницу, полагает другой источник “Ъ” на рынке. Отрицательная динамика валовой маржи от продаж устройств и аксессуаров была у МТС уже в конце 2018 года, стратегия оператора направлена на увеличение притока клиентов в магазины и кросс-продажи, и уже по итогам первого квартала 2019 года компания отчиталась о значительном росте продаж в кредит, отмечает он. Исходя из данных отчетности МТС, можно сделать вывод, что при росте выручки продажи телефонов и аксессуаров у компании в штучном выражении все же сокращаются, полагает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Снижение доходности от продаж смартфонов и аксессуаров заметили и конкуренты МТС. По словам представителя «Вымпелкома», в первом квартале 2019 года при росте оборота от продажи смартфонов и аксессуаров в 88% абсолютное значение маржи выросло на 73%, что «косвенно говорит о снижении данного удельного показателя». Причины — в росте конкуренции, продажах в рассрочку и различных маркетинговых механиках (промокоды, трейд-ин, кэшбэк и т. п.), поясняют в «Вымпелкоме».

В Tele2 и «Ростелекоме» не раскрывают доходность продаж смартфонов и аксессуаров. По итогам первого квартала 2019 года выручка от продажи смартфонов в рознице Tele2 выросла на 13% к аналогичному периоду прошлого года, от продажи аксессуаров — на 19,7%, средний чек по смартфонам — на 26%, сообщили в Tele2. В «МегаФоне» не раскрывают данные до публикации результатов за первый квартал.

В целом на рынке продажи мобильных аксессуаров показали в первом квартале отрицательную динамику как в деньгах (на 5%), так и в штуках (на 8%), отмечают в «М.Видео-Эльдорадо». Рынок смартфонов в январе—марте при этом вырос примерно на 8% в штуках и на 18% в деньгах, до 7 млн и 110 млрд руб. соответственно. «Справедливо говорить о более консервативном рынке в этом году, мы видим это не только по смартфонам, но и по другим категориям»,— отмечает представитель группы.

Директор по закупкам «Связного-Евросети» Михаил Комков видит тренд уменьшения маржинальности на рынке устройств, не исключая, что это может привести к меньшей заинтересованности в этом сегменте региональных ритейлеров. У локальных компаний нет большого числа сервисов, способных компенсировать низкую маржинальность, тогда как «Связной-Евросеть», по словам Михаила Комкова, компенсирует тренд «другими видами бизнеса и продажами аксессуаров».

Для сотовых операторов снижение маржинальности продаж устройств и аксессуаров некритично, поскольку это маленькая часть общих продаж и операционной прибыли, отмечает аналитик «Атона» Виктор Дима. Продажи устройств замедляются после завершения очередного цикла их обновления на фоне усиления конкуренции, полагает он. Аналитик «Уралсиба» Константин Белов тоже не видит в этом угрозы для основного бизнеса. Продажа устройств не является самостоятельным значимым генератором прибыли для операторов, указывает он, это часть бизнеса, которая поддерживает основной.

Владислав Новый, Юлия Тишина

Вся лента