Холера-мама
Начался 30-й «Кинотавр»
В Сочи с показа ностальгической картины Валерия Тодоровского «Одесса» стартовал 30-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Воспоминаниями и размышлениями об утраченном времени была пропитана и вся торжественная церемония его открытия. Рассказывает Юлия Шагельман.
«Кинотавр» начался с показа фильма Валерия Тодоровского «Одесса» о большой семье, оказавшейся запертой в городе
Фото: Мармот-фильм, Мосфильм
Продюсер Александр Роднянский
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Первым на сцену Зимнего театра поднялся министр культуры РФ Владимир Мединский, который зачитал приветствие президента, а потом добавил несколько слов уже от себя. Он сказал, что его часто спрашивают, не смущает ли его, что «Кинотавр», пользующийся поддержкой государства, позиционируется в блогосфере и «даже в СМИ» как фестиваль подчеркнуто независимый и «чуть ли не оппозиционный». Выяснилось, что это обстоятельство министра ничуть не смущает, так как, по его словам, это смотр острого социального кино, поддерживать которое — это и есть государственная политика. Он не преминул подчеркнуть, что три четверти фильмов, участвующих в основной конкурсной программе «Кинотавра», сняты при финансовом участии Минкульта.
Церемония открытия в целом была выдержана в сюрреалистическом духе. Ведущий — актер Александр Петров — появился на сцене привязанным к стулу и произнес эмоциональный, но запутанный монолог о поисках смысла жизни в 30 лет. Партнером его стала маленькая девочка по имени Вита (то есть жизнь), которая выступала от имени неких «наблюдателей», для которых кино — способ понять человеческую природу. Однако наиболее живой отклик в зале вызывали не эти туманные умствования, а понятные всем шутки о невероятной востребованности самого Петрова. По замыслу авторов сценария церемонии, выходило, что все современное российское кино — не более чем сон популярного артиста.
Когда было представлено жюри основного конкурса, его председатель Константин Хабенский отметил, что «Кинотавр» всегда имел свою точку зрения, свою правду и своего зрителя. «Сегодня пытаются "закрыть" одного неудобного журналиста, который пытается говорить правду. Если это получится, то завтра этот замечательный фестиваль тоже может стать неудобным, при всем хорошем отношении Владимира Ростиславовича (Мединского.— “Ъ”)… именно по той же причине. Поэтому я думаю, что нам нужно быть вместе»,— сказал Хабенский. Эти слова были встречены овацией.
По традиции на открытии был вручен первый приз «Кинотавра», почетный. В этом году его получил режиссер Сергей Соловьев, с формулировкой «За свободу духа и твердость убеждений». А предыдущая «сновидческая» часть церемонии, с обсуждениями связей прошлого, настоящего и будущего, как оказалось, была оммажем его творчеству.
Об изменчивом характере течения времени человеческой жизни говорится и в фильме открытия фестиваля — «Одесса» Валерия Тодоровского.
Время действия картины — 1970-й год, когда на один летний месяц город был закрыт от внешнего мира из-за эпидемии холеры. В этом слегка ирреальном безвременном пространстве оказалась запертой большая семья: Григорий Иосифович (Леонид Ярмольник), Раиса Ировна (Ирина Розанова), их приехавшие на каникулы дочери — Лора (Ксения Раппопорт) с пьющим русским мужем и дочерью-подростком и Мира (Евгения Брик) — ее супруг осознал свое еврейство, перестал есть свинину и учит иврит. Третья дочь так и не появляется на экране, зато в Одессу приезжает ее муж, «выездной» журналист-международник Борис (Евгений Цыганов) с маленьким сыном, неслучайно названным Валериком, и они тоже становятся пленниками карантина.
Как чума в «Декамероне», холера здесь становится почти незримым, но могущественным внешним обстоятельством, которое сводит всех этих людей в одном месте, обостряя и высвобождая эмоции, желания и стремления, которые в обычной повседневности были скрыты. И как в «Декамероне», главная тема «Одессы» — любовь, во всем разнообразии ее проявлений. Полная страхов и разочарований любовь детей и родителей. Жертвенная любовь женщины, растворившейся в семье, которая в ответ воспринимает ее как ненужную сковывающую обузу. Любовь запретная и так не осуществившаяся, любовь жалкая и не находящая взаимности, любовь семейная и в конце концов любовь самого автора к городу своего детства и воспоминаниям о нем. Эта прустовская интонация превращает экранную Одессу в золотой сон (это ощущение усилено тем, что по экономическим и политическим причинам ее снимали в Москве, Таганроге и Сочи, поэтому визуальная сторона фильма получилась атмосферной, но совсем не документальной). И хотя в нем есть не только красота, но и уродство, выныривать из него в холодную реальность совсем не хочется.
Фотогалерея
Церемония открытия «Кинотавра-2019»
Актриса Екатерина Шпица
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Ирина Горбачева
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Анна Слю и режиссер Иван Твердовский
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Ингеборга Дапкунайте
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Продюсер Александр Роднянский
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: художники Саша Фролова, Павел Каплевич и телеведущая Сати Спивакова
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актер Дмитрий Дюжев с женой Татьяной
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актер Игорь Верник (слева) и главный редактор журнала «ОК» Вадим Верник
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Дарья Мороз
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Журналист Михаил Зыгарь и актер Александр Паль
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Агния Дитковските
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: участники комического театра «Квартет И» Ростислав Хаит с женой Ольгой и Леонид Барац, владелица компании «Русмода» Оксана Лаврентьева и писатель Александр Цыпкин
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Председатель жюри основного конкурса кинофестиваля, актер, режиссер Константин Хабенский
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Режиссер Валерия Гай Германика
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: актер Александр Паль, режиссер Алексей Чупов, актриса Анна Михалкова, сценарист, режиссер Наталья Меркулова и писателль, режиссер Михаил Зыгарь
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актер Игорь Верник и журналистка, телеведущая Ксения Собчак
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Янина Мелихова
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: актриса Ксения Раппопорт, режиссер Валерий Тодоровский, актриса Евгения Брик и актер, продюсер Леонид Ярмольник
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Журналистка Алена Долецкая и телеведущий Владимир Познер
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актер Александр Кузнецов
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актеры Ирина Горбачева и Дмитрий Дюжев (справа)
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Художественный руководитель театра на Малой Бронной, режиссер Константин Богомолов и журналист, телеведущая Ксения Собчак
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: министр культуры России Владимир Мединский и актриса Ингеборга Дапкунайте
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Президент гильдии кинокритиков Виктор Матизен (слева) и член жюри основного конкурса кинофестиваля, режиссер, продюсер Резо Гигинеишвили
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Режиссер Сергей Соловьев с дочерью Анной
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: актер Александр Паль и актрисы Ян Гэ и Александра Ревенко
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Продюсер, режиссер Федор Бондарчук (слева), режиссер Сергей Соловьев (в центре) и продюсер, актер Леонид Ярмольник (справа)
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Президент «Кинотавра», продюсер Александр Роднянский
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актер Александр Петров
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор