Жертв Катыни вспомнили поименно
«Мемориал» представил книгу захороненных в Медном польских военнопленных
Во вторник в международном обществе «Мемориал» состоялась презентация книги «Убиты в Калинине, захоронены в Медном». В ней впервые на русском языке собрана подробная информация о тысячах военнопленных поляков, расстрелянных в 1940 году в Калинине (Твери). Спустя почти шестьдесят лет между россиянами и поляками по-прежнему сохраняются разногласия по поводу этой трагедии.
Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ
Международное общество «Мемориал» во вторник представило книгу памяти «Убиты в Калинине, захоронены в Медном». В трех томах — в общей сложности более 2 тыс. страниц. Почти все они заполнены биографиями узников Осташковского лагеря НКВД, казненных в 1940 году. В общей сложности почти 6,3 тыс. судеб польских солдат и офицеров, которых расстреляли по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года в Калининской тюрьме, а затем захоронили в 30 км от Калинина (ныне Тверь), вблизи села Медное.
Это издание — уже вторая книга, посвященная «катынскому делу». В 2015 году под руководством главы польской программы международного общества «Мемориал» Александра Гурьянова уже вышла книга «Убиты в Катыни» о судьбе 4 тыс. заключенных Козельского лагеря, расстрелянных в Катынском лесу под Смоленском.
Напомним, «Катынское дело» касается расстрела в апреле—мае 1940 года почти 22 тыс. польских граждан, содержавшихся с 1939 года (после раздела Польши между Германией и СССР) в лагерях и тюрьмах НКВД. В их числе 14,5 тыс. военнопленных Козельского (расстреляны в Катынском лесу под Смоленском), Старобельского (расстреляны в Харькове) и Осташковского лагерей, а также 7,3 тыс. заключенных тюрем в западных областях Украинской и Белорусской ССР. Советская сторона скрывала правду о преступлении почти полвека, настаивая, что пленных поляков расстреляли немцы, причем не весной 1940-го, а осенью 1941 года. Лишь в 1990 году было опубликовано официальное заявление ТАСС о «непосредственной ответственности за злодеяния в Катынском лесу (руководителей НКВД.— “Ъ”) Берии, Меркулова и их подручных». А два года спустя были обнародованы документы, подтверждающие ответственность властей СССР за преступление: докладная записка наркома внутренних дел Лаврентия Берии Иосифу Сталину и решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. В 2009 году Владимир Путин призвал «вместе хранить память о жертвах этого преступления». В 2000 году в Катыни и в Медном были открыты мемориальные комплексы — по данным “Ъ”, в среду их посетит делегация польских дипломатов из Варшавы и Москвы во главе с руководителем Восточного департамента МИД Польши.
«Главная задача книги состоит в том, чтобы напомнить: жертвы катынского злодеяния, в частности узники Осташковского лагеря, не безымянная масса. Это конкретные люди. У каждого из них была своя семья, своя довоенная судьба, каждый прошел свой собственный крестный путь в советском плену, вплоть до расстрельного подвала внутренней тюрьмы НКВД в Калинине и братской могильной ямы в Медном»,— говорится в предисловии.
Информация о личностях убитых и всех обстоятельствах расстрела для представленной во вторник книги собиралась по крупицам: в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), в киевском архиве Службы безопасности Украины, в Национальном бюро информации и розыска польского Красного Креста, а также в Государственном архиве РФ — в трофейной документации немецкого Красного Креста. «В ситуации, когда преступление названо преступлением, а персональных жертв нет, очень важно что-то продолжать делать»,— указала глава «Мемориала» Елена Жемкова. А член Совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ) Николай Сванидзе заявил, что случившееся — не только «польская трагедия», но и «наша общая».
Обложка книги «Убиты в Калинине, захоронены в Медном»
Фото: «Мемориал»
То, что расследование катынского преступления — общее дело, должно было доказать и общественное финансирование публикации книги. Средства собирали при помощи краудфандинга через интернет: к началу июня всего за 100 дней удалось собрать 1,7 млн руб. По словам госпожи Жемковой, можно было попросить о помощи 10–15 российских меценатов, но авторы книги от этой идеи отказались. «Нам было важно, чтобы обыкновенные небогатые люди смогли поучаствовать в кампании. Это возможность нашего сочувствия. Это наша гражданская позиция»,— рассказала она.
«Это важная книга не только потому, что она представляет жертв захоронения в Медном, но и потому, что в ней (в сравнении с ранее изданными книгами.— “Ъ”) исправлено много ошибок. Это та книга, которую в первую очередь нужно перевести на польский»,— заявил “Ъ” и директор Катынского музея в Варшаве Славомир Фронтчак. Он также заверил, что через год в сотрудничестве с Варшавским университетом собирается открыть учебную программу, где изучалось бы «катынское дело».
Мероприятие в международном обществе «Мемориал» прошло в 80-ю годовщину начала польского похода Красной армии, который в советской историографии назывался «освободительным», а в польской — «вторжением». Одним из последствий этого события и стали аресты на польской территории офицеров Войска Польского, сотрудников полиции и погранслужбы, а также госслужащих. Впрочем, в ходе пресс-конференции об этой дате не говорили — внимание было сосредоточено на военнопленных.
Как и кто признавал и не признавал катынский расстрел
Тем не менее, несмотря на требования семей погибших и польской стороны, расстрелянные поляки остаются нереабилитированными. По-прежнему засекречены и 35 из 183 томов расследования Главной военной прокуратуры РФ (ГВП). Анатолий Яблоков, руководитель следственной группы по расследованию катынского дела в 1992–1994 годах, напомнил во вторник: после того как следователи составили картотеку из доступных им на тот момент источников и 13 июля 1994 года приняли решение о прекращении уголовного дела, в постановлении одним из пунктов было решение «о реабилитации всех расстрелянных польских военнопленных». «Это решение просуществовало всего три дня и было затем отменено руководством Главной военной прокуратуры,— вспоминает он.— Я как следователь обжаловал его генпрокурору, проводилась проверка, но устояло решение ГВП». В 2004 году ГВП закрыла дело «за смертью виновных». С тех пор вопрос о реабилитации польских военнопленных в дальнейшем не решался — с российской стороны неофициально говорили, что не хотели бы столкнуться с требованиями компенсации.
Впрочем, публикация книги с подробными биографиями погибших может стать основанием для нового запроса о реабилитации.
Фотогалерея
Катынская трагедия
Стефан Пеньковски, врач-невролог, профессор, мобилизован как майор запаса и направлен в госпиталь 5-го военного округа в Кракове: «Похоже, Варшава капитулировала. У нас устроили перепись — спрашивают дату рождения, происхождение, род занятий и проч. Еду дают, но нерегулярно. Я подсчитал, что в нашем бараке на человека приходится по 0,6 кв. м. Из-за такой тесноты ночи на полу ужасны»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
19 сентября 1939 года Народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Берия издал приказ №0308 о создании Управления по делам военнопленных и интернированных (УПВИ) при НКВД СССР. Согласно приказу, было организовано восемь лагерей для содержания военнопленных из Польши. Туда направили 130 242 человека, некоторые из их числа не были поляками, но были признаны советским руководством «подозрительными» из-за их стремления к восстановлению независимости Польши. 3 октября 1939 года рядовых и унтер-офицеров из Польши отпустили, более 40 тыс. человек из Западной и Центральной Польши переданы Германии. Оставшихся распределили по лагерям. Вскоре от них перестали приходить письма
На фото: Вячеслав Молотов (второй слева), Иосиф Сталин (в центре) и Николай Ежов (справа)
Фото: ТАСС
3 марта 1940 года Лаврентий Берия передал Сталину записку, в которой предложил следующее: «Исходя из того, что все они являются закоренелыми, неисправимыми врагами советской власти, НКВД СССР считает необходимым … Дела о находящихся в лагерях военнопленных — 14 700 человек бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадников и тюремщиков, а также дела об арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в количестве 11 000 человек членов различных контрреволюционных шпионских и диверсионных организаций, бывших помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков — рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела»
Фото: РГАСПИ
Казимеж Щековски, майор пехоты польской армии, 24 февраля 1940 года: «Думаю, что в марте будет много изменений, но что будет с нами? Приходит много писем, но для меня нет. Безнадежно наше заключение»
Фото: РИА НОВОСТИ
Весной 1940 года в лесу у деревни Катынь в Смоленской области органами НКВД СССР был расстрелян 4421 польский офицер, взятый в плен в 1939 году
Фото: user.tninet.se
В 1943 году захоронения обнаружили оккупировавшие территорию немецкие войска. 13 апреля 1943 года германское радио сообщило, что найдено место «тайных массовых экзекуций, проведенных большевиками», где были уничтожены «10 000 польских офицеров»
Фото: AP
Через два дня Совинформбюро опровергло «гнусные измышления немецко-фашистских палачей». В заявлении говорилось, что летом 1941 польские военнопленные, занятые на строительных работах под Смоленском, были захвачены и расстреляны немцами. В 1943 году немецкие и международные эксперты, проведя эксгумацию тел в Катыни, установили, что поляки были убиты в 1940 году. В январе 1944 года, вскоре после освобождения Смоленска, СССР создал свою комиссию под председательством главного хирурга Красной армии Николая Бурденко (на фото второй слева). В ее отчете говорится, что поляков расстреляли немцы осенью 1941 года. Основываясь на этой версии, советские власти пытались добиться включения катынского расстрела в приговор нацистским преступникам на Нюрнбергском трибунале. Однако, заслушав свидетелей, трибунал нашел их доводы неубедительными и не стал упоминать Катынь в приговоре.
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ / Фотоархив журнала «Огонек»
Казимеж Щековски, 9 марта 1940 года: «Снова пошли слухи об отправке в Германию — говорят в конце марта или в начале апреля, ну скорее бы! Думаю, что нас ждет еще много сюрпризов, только бы все закончилось хорошо»
На фото: бывший польский солдат (в маске), предполагаемый свидетель расстрелов дает в США показания по катынскому делу
Фото: AP
Влоджимеж Воыда, агротехник, мобилизован как лейтенант запаса:
«Скоты. Не дают нам хлеба, похоже, и не дадут, почему — неизвестно. Воды тоже нет, лопнули трубы. После работы закончили столы и лавки, теперь наша комната выглядит роскошно. Сегодня наше начальство запретило нам завтра петь колядки. Ну и пусть поцелуют нас в зад — станем петь всю ночь»
На фото: лейтенант США Дональд Стюарт (слева) рассказывает на заседании специального комитета о катынских событиях, 11 октября 1951 года
Фото: AP / Bill Allen
В последующие десятилетия тема Катыни в СССР официально не поднималась, упоминания о ней отсутствовали в советских справочниках и исторических трудах. Все документы, относящиеся к расстрелу, были строго засекречены
На фото: бывший польский солдат, предполагаемый свидетель катынских событий (в маске) рассказывает о расстрелах, Вашингтон, 1952
Фото: AP / Bill Allen
В марте 1959 года председатель КГБ Александр Шелепин в записке первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву советовал уничтожить следственные дела поляков, расстрелянных в 1940 году в Катынском лесу и других лагерях и тюрьмах. Глава КГБ предупреждал, что эти документы не представляют «ни оперативного интереса, ни исторической ценности», а их случайная «расконспирация» может привести к нежелательным для государства последствиям. В том же году эти документы были уничтожены
Фото: Reuters
В 1960-х годах широкую известность в Советском Союзе приобрела белорусская деревня Хатынь, сожженная гитлеровцами в 1943 году. В 1966 году ЦК Компартии Белоруссии принял решение о создании одноименного мемориального комплекса, который был торжественно открыт три года спустя. Созвучие названий Катынь и Хатынь, по мнению некоторых экспертов, было не случайным. Таким образом советская пропаганда пыталась стереть из общественной памяти место расстрела поляков
На фото: Никита Хрущев в Польше. 1959 год
Фото: Николай Драчинский / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1970-х годах активное обсуждение катынской темы в Великобритании заставило МИД СССР выступить с рядом официальных протестов. В них осуждались попытки во враждебных целях «раздуть клеветническую выдумку геббельсовской пропаганды о так называемом катынском деле». Ответственность за Катынь СССР признал только накануне своего распада. 13 апреля 1990 года было опубликовано сообщение ТАСС, в котором говорилось о «непосредственной ответственности за злодеяния в Катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных» и выражалось «глубокое сожаление». В тот же день президент СССР Михаил Горбачев передал находившемуся с визитом в Москве президенту Польши Войцеху Ярузельскому списки польских офицеров, находившихся в лагерях НКВД в 1939-1940 годах. Однако самые важные катынские документы, содержащиеся в так называемом пакете N 1, оставались засекреченными
Фото: Лев Шерстенников / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ / Л. Шерстенников/ Фотоархив журнала «Огонек»
В 1992 году Борис Ельцин принял решение рассекретить все документы из пакета N 1, включая решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года о расстреле 14,7 тыс. польских военнопленных и 11 тыс. заключенных тюрем, а также записку Шелепина. 14 октября 1992 года спецпосланник российского президента вручил их в Варшаве президенту Леху Валенсе
Фото: Митя Алешковский / ТАСС
25 августа 1993 года в ходе визита в Польшу Борис Ельцин со словами «Простите нас» возложил венок к памятнику жертвам Катыни в Варшаве. В 1996 году правительства России и Польши договорились о строительстве мемориалов в Катыни и Медном (Тверская область)
Фото: Александр Сенцов, Александр Чумичев / ТАСС
В годы президентства Владимира Путина польская сторона неоднократно призывала и его извиниться за Катынь. Однако российский лидер обходил этот вопрос стороной. Уже будучи премьером, 31 августа 2009 года Путин в статье в польской Gazeta Wyborcza написал, что россиянам «понятны обостренные чувства поляков, связанные с Катынью», и призвал «вместе хранить память о жертвах этого преступления». 7 апреля 2010 года, посетив Катынь в 70-летнюю годовщину трагедии, Владимир Путин назвал ответственного за нее. Он высказал свое «личное мнение», что Сталин «совершил этот расстрел исходя из чувства мести» за красноармейцев, погибших в польском плену в 1920-х годах
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Токарев Дмитрий, начальник управления НКВД по Калининской области, один из руководителей операции по «разгрузке» Осташковского лагеря: «Людей приводили по одному, через коридор, поворачивали влево, где находилась красная комната. <...> Здесь в последний раз проверяли личность заключенного, спрашивая о его имени и дате рождения. Затем отмечали в списке, чтобы не было никакой ошибки. Наконец, на польского офицера или полицейского надевали наручники и отводили его в «камеру экзекуции». Здесь жизнь пленного заканчивалась выстрелом в заднюю часть головы <...> Убивали, по меньшей мере, 250 человек в день. Трупы выкидывали из камеры, где происходили убийства, через запасные двери во двор, где ждал грузовик. Кузова автомобилей каждый день отмывали от фрагментов мозга и крови. Трупы (по 25-30 на каждый автомобиль) закрывали брезентом, который в конце «операции» Блохин приказал сжечь. Тела, брошенные в автомобили, перевозили к общим траншеям, в лесу недалеко от Медное. Когда все заключенные Осташково уже были уничтожены, Блохин устроил прощальное возлияние для лиц, которые убили более 6300 человек. Блохин получил премию в сумме месячного оклада. Кому-то в качестве премии выдали наградной наган, велосипед, патефон»
Фото: Reuters
В июне 2022 года с мемориального комплекса в Катыни сняли флаг Польши. Мэр Смоленска Андрей Борисов заявил, что польских флагов не может быть на российских мемориалах
Фото: страница Андрея Борисова в VK