Белый дом покрутит подшипники
Вице-премьеры оценят целесообразность их замены на всех грузовых вагонах
Вице-премьеры Максим Акимов и Дмитрий Козак, по информации “Ъ”, могут выступить против перевода грузовых вагонов на кассетные подшипники на совещании 31 октября. Тем временем работа по переходу уже ведется. Так, Минпромторг готовится к заключению специнвестконтрактов с зарубежными производителями кассетных подшипников с целью локализации производства. По мнению отраслевых ассоциаций, это все же не гарантирует стопроцентной обеспеченности кассетными подшипниками всей отрасли к 2021 году.
Как стало известно “Ъ”, вице-премьер Максим Акимов намерен настаивать на пересмотре решения о форсированном переводе всего грузового парка РФ на кассетные подшипники с 2021 года. На 31 октября намечено совещание у вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака по вопросу перехода на кассетные подшипники. На него приглашены Минпромторг, Минтранс, Росжелдор, Ассоциация производителей подшипников, Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) и другие ассоциации. Источник, знакомый с позицией вице-премьера Максима Акимова, сообщил, что по итогам совещания решение о переходе может быть пересмотрено.
«Имея в активе статистически несущественное число технических неполадок по роликовым подшипникам — 6–7% от общего массива, непонимание операторов грузового подвижного состава в необходимости принудительной замены, отсутствие диалога с бизнесом при проталкивании решения на Совете по железнодорожному транспорту государств—участников Содружества, необходимость ревизии принятого решения об обязательном переходе на кассетные подшипники с 2021 года очевидна»,— сказал он.
В аппарате Максима Акимова “Ъ” подтвердили факт готовящегося совещания, от других комментариев отказались. Не стали комментировать вопрос и в аппарате Дмитрия Козака, хотя, по словам двух источников “Ъ”, его позиция не противоречит мнению Максима Акимова.
Вместе с тем к внедрению кассетных подшипников уже началась активная подготовка. Так, Минпромторг собирается заключить специнвестконтракт (СПИК; соглашение, гарантирующее неизменность условий ведения бизнеса) с производителями кассетных подшипников с целью локализации их основных компонентов. Это следует из протокола совещания 22 октября у замглавы Минпромторга Александра Морозова (есть у “Ъ”). По итогам совещания департаменту сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга поручено к 15 ноября создать рабочую группу по подготовке СПИК. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что вопрос обсуждается, нормативно-правовой базы пока нет.
Как следует из протокола, производители подшипников — ООО «ЕПК-Бренко» (СП Евразийской подшипниковой компании и американской Brenco), ООО СКФ (завод шведской SKF в Твери) и ООО «Тимкен ОВК» (производство американской Timken и Объединенной вагонной компании в Ленобласти) — выразили готовность «к заключению СПИК 2.0 с локализацией наружных и внутренних колец, сепараторов и роликов». Также при заключении СПИК 2.0 они готовы довести производство (с нынешних 510 тыс. единиц) до 1,5 млн единиц совокупно, сообщает Минпромторг. Вместе с тем министерство обращает внимание на необходимость параллельного развития взаимосвязанных комплектующих (адаптеров, блокираторов и т. д.) при переводе вагонов на кассетные подшипники, для чего Минтранс должен подготовить предложения по внедрению разработанных адаптеров в старые тележки, а Минпромторг потом на его основе проработает вопрос организации производства необходимого количества адаптеров на предприятиях РФ. По данным ОАО РЖД, сегодняшняя степень локализации — 85% у Brenco и SKF и 40% у Timken.
В ООО «СКФ» уже после публикации заметки “Ъ” подтвердили, что диалог о СПИК 2.0 ведется. «Важно пояснить, что СПИК 2.0 по своей сути подразумевает полную локализацию ключевых технологий производства кассетных подшипников на территории РФ, а не просто перенос части операций из-за границы,— подчеркивает генеральный директор ООО “СКФ” в России и странах СНГ Алексей Шулепов.— И да, мы в SKF, безусловно, готовы дальше увеличивать глубину локализации и наращивать объемы производства в случае заключения такого контракта. Что конкретно, в каком порядке и, самое главное, в какие сроки мы будем локализовать — вопрос для дальнейшего обсуждения и проработки в рамках подготовки к подписанию СПИК 2.0».
По словам господина Шулепова, выпуск именно 1,5 млн подшипников как цель СПИК не обсуждался: «По крайней мере, я этого не слышал, и по моим данным, озвученный объем суммарного производства несколько превышает прогнозируемый размер рынка для данной продукции».
О конкретных условиях будущего СПИКа господин Шулепов не говорит до завершения переговоров. «Мы, безусловно, ожидаем получить льготы со стороны государства в обмен на обязательства по срокам и объемам локализации,— говорит он. — Какие конкретно льготы, нам еще предстоит договориться». По его словам, для определения инвестиций необходимо зафиксировать целевые показатели программы — объемы и сроки выполнения договоренностей и конкретные шаги по локализации и прочее: «Я считаю, что Минпромторгу, в частности, необходимо говорить со всеми участниками процесса, чтобы определить достижимые временные рамки для реализации ключевых этапов проекта».
В протоколе отмечается согласие Ассоциации производителей подшипников, ранее выступавшей категорически против перевода всего парка на кассетные подшипники, с этим переходом «с учетом заключения СПИК 2.0 и локализации производства». В документе также говорится о том, что «Русская сталь» и Совет потребителей ОАО РЖД, которые выступали против перехода, согласились, что заключение СПИК и планы по локализации снимают риски, связанные с санкционной политикой и отсутствием производственных мощностей.
При этом СОЖТ выразил протест против протокола, говорится в письме союза господину Морозову от 29 октября. Там говорится, что текст не согласован с участниками совещания и не отражает изложенных там позиций — не только СОЖТ, но и «Русской стали», Российской ассоциации производителей удобрений и Совета потребителей ОАО РЖД. В протесте отмечается, что в протоколе не учтены замечания о том, что не получен окончательный ответ о целях перевода парка на кассетные подшипники, а конкретное техническое решение этого перехода — наиболее дорогостоящее из всех возможных. Также отмечается, что одно лишь заключение СПИК 2.0 не снижает санкционного давления, поскольку сам факт заключения не гарантирует стопроцентной локализации на территории РФ в принципе и к 2021 году в частности. В Ассоциации производителей подшипников говорят, что указанное в протоколе мнение исходило от СП с западными компаниями, а официальная позиция ассоциации в том, что сегодня предприятия РФ могут производить подшипники, превосходящие зарубежные по надежности, стоимости и качеству.
Подшипники выкатили поперек железных дорог
В день, когда Минтранс издал приказ об исполнении протокола Совета по железнодорожному транспорту, предписывающий перевод всего грузового парка РФ на кассетные подшипники, Ространснадзор потребовал от ОАО РЖД разобраться с вопросом использования на сети роликовых подшипников с истекающим сроком службы. Это предостережение распространяется в том числе на все локомотивы и пассажирские вагоны (то есть на имущество самого ОАО РЖД), а также на парк сопредельных стран. В результате и участники рынка, и эксперты видят дополнительные риски невывоза грузов и их оттока на автотранспорт.