«Изменения повысят гибкость нашей работы»
В июле Госдума приняла во втором чтении законопроект, который внес значительные изменения в регулирование инвестиционных фондов. Появилась возможность осуществлять выход имуществом из закрытых фондов для квалифицированных инвесторов и раскрытия информации о таких фондах, повысилась гибкость при их формировании. О том, какие еще изменения были приняты, какие из них станут для отрасли наиболее революционными и к каким последствиям для рынка они приведут, рассказала директор по бизнесу УК «Сбербанк Управление активами» Екатерина Черных.
— Закон добавил возможность по передаче имущества пайщику при закрытии ЗПИФа. Насколько эти дополнения нужны клиентам? Как могут повлиять на рынок?
— Это долгожданное изменение и очень значимое для рынка. Ни для кого не секрет, что основная часть закрытых инвестиционных фондов используется не в целях коллективных инвестиций, а как удобный формат владения активами. ЗПИФ позволяет минимизировать риски недружественных захватов, но не исключает их совсем. Фонды имеют ограниченный срок жизни, и по его завершении управляющая компания должна продать имущество третьему лицу, а пайщику отдать деньги. Это риск; есть несколько способов его решения. Во-первых, при завершении срока жизни фонда пайщики продлевали его на очередной цикл. Во-вторых, осуществлялись попытки продать актив аффилированным лицам. В-третьих, создавались собственные управляющие компании. Последний способ считался самым эффективным и относительно недорогим. Именно из-за этого на рынке появилось много управляющих компаний, у которых было небольшое количество фондов. После того как Центральный банк стал мегарегулятором, требования к компаниям начали ужесточаться, что повысило стоимость их обслуживания и вынудило уйти с рынка около сотни небольших компаний. Этот процесс может ускориться, так как с появлением возможности получения интересующего актива из фонда необходимость держать собственную дорогую инфраструктуру в виде УК отпадает. Теперь можно работать с любой крупной или средней рыночной управляющей компанией и не опасаться за судьбу внесенного имущества.
— Есть ли возможность вносить в фонды валюту?
— Мы можем создавать валютные фонды, вести расчеты и выплачивать при закрытии фонда валюту. Но, к сожалению, мы все еще не можем принимать ее от клиентов, а значит, риски, связанные с конвертацией, сохраняются. Даже если инвестор в последний день эмиссии фонда вносит рубли, управляющая компания быстро размещает деньги на счет и конвертирует в валюту — это займет минимум два дня, за которые могут произойти изменения курсов. Мы над этой темой будем работать, и, надеемся, со временем возможность внесения валюты появится в российских ЗПИФах.
— Другой важный технический аспект правок — отказ от типовых правил. Насколько это значимые изменения?
— Отказ от типовых правил предусмотрен только в отношении фондов для квалифицированных инвесторов. В рамках доверительного управления мы работаем с типовыми договорами, в которых участвуют три стороны — управляющая компания, спецдепозитарий и пайщик. Несмотря на такое договорное сотрудничество, мы очень мало условий можем вносить в договор: есть возможность изменять инвестиционную декларацию, срок действия фонда, выплату доходов. Однако для персональных финансовых холдингов этого функционала недостаточно. Нужны были дополнительные инструменты корпоративного управления, регламентирующие взаимодействие всех сторон соглашения. После того как ЦБ установит типовые требования к правилам доверительного управления, мы получим право составлять такой договор доверительного управления, который позволит более качественно и гибко обслуживать клиента. Поэтому я ожидаю в ближайшие годы существенного прироста количества таких персональных фондов.
— В рамках доверительного управления теперь есть возможность инвестировать средства клиентов в свои паевые фонды. В каких случаях это стало возможно?
— Такая возможность появилась у открытых фондов, для закрытых запрет сохранился. В отношении ЗПИФов, как мне кажется, это неактуально, так как персональный траст лучше создавать напрямую, а продавать через доверительное управление розничный фонд недвижимости сложнее. Если со временем такая потребность появится, мы сформулируем ее и обратимся к регулятору.
— ЦБ переложил часть функционала на спецдепозитарии: порядок согласования правил доверительного управления, собраний пайщиков, отчетов о прекращении ПИФа. В связи с чем происходят такие изменения?
— В настоящее время управляющая компания, написав правила, отправляет их в ЦБ, и только после регистрации они поступают специализированному депозитарию, который принимает их в работу. Однако бывало так, что спецдепозитарий не понимал, как работать по полученным правилам, а проводимые им расчеты не сходились, но он обязан был присоединиться к договору, поскольку его зарегистрировал ЦБ. Это приводило к спорам и конфликтам между сторонами договора. Теперь же сами спецдепозитарии будут регистрировать правила, они будут понимать, как им исполнять этот договор. Изменения повысят гибкость нашей работы, а также минимизируют конфликты между сторонами договора доверительного управления.
— Поскольку спецдепозитарии будут выполнять больший объем работ, не приведет ли это к росту стоимости обслуживания фонда?
— Приведет, но не из-за того, что спецдепозитарии получат рычаг влияния на УК, а в связи с тем, что после отказа от типовых правил мы будем договариваться с ними о более сложных операциях, хранении нетипичного имущества. Это может потребовать от спецдепозитария дополнительных функций, операций и неизбежно приведет к росту его расходов, которые нам придется компенсировать за счет средств фонда.
— Передача части функций ЦБ частной компании не повысит риски для клиентов?
— Спецдепозитарии не являются классическими кастодианами, учет и налоговая ответственность за продукт у нас лежит на управляющей компании. Конечно, ЦБ передал часть функционала, но он по-прежнему будет следить за исполнением закона, нормативных актов. Поэтому я не вижу увеличения рисков для клиентов. Скорее они получат более качественный продукт в рамках действующего законодательства.
— Изменения затронули распространение информации о ПИФах для квалифицированных инвесторов. Теперь она может публиковаться на сайтах управляющих компаний таких ПИФов и на сайте ЦБ. Сейчас раскрытие карается штрафами. В каких случаях управляющие заинтересованы в раскрытии информации?
— Нововведение востребовано в первую очередь розничными ЗПИФами для квалифицированных инвесторов. Оно упростит связь между компанией и клиентами, количество которых в таких фондах может достигать нескольких тысяч. И все эти пайщики хотят обладать актуальными данными о своих вложениях, но из-за действующего запрета на раскрытие информации нам приходится выстраивать постоянно какие-то специальные коммуникации для ее донесения. Теперь УК получили возможность по аналогии с фондами, паи которых не ограничены в обращении, размещать в открытых источниках общую информацию о фонде, которую нужно пайщикам знать.
В случае если ЗПИФ создан для одного или нескольких клиентов, управляющая компания, как и прежде, ничего и никому раскрывать не будет. Такие фонды создавались, чтобы сделать информацию конфиденциальной, закрыть ее от любопытных глаз. Не исключаю, что владельцы таких персональных трастов будут прямо запрещать управляющей компании публиковать информацию о фонде.
— Какую информацию, по вашему мнению, стоит раскрывать на сайте?
— Обязательно стоит публиковать правила доверительного управления. Каждый клиент, будь то старый или новый, должен знать текст договора либо знать место, где он его может найти. Оценку имущества фонда, которая проводится каждые шесть месяцев, тоже надо публиковать. По аналогии с открытыми фондами можно отражать на сайте расчет стоимости чистых активов, стоимость пая, и не только текущие значения, но и исторические. Эту информацию, а также размер выплат клиенты каждый раз у нас спрашивают. И вместо того чтобы обслуживать сотни подобных запросов через личные кабинеты, мы могли бы ее публиковать на сайте. На сегодняшний день вся эта информация доступна в личном кабинете каждого клиента. Если же мы хотим, чтобы фонды росли дальше, публичное раскрытие информации обязательно.
— Мне кажется, такая открытость станет неплохим маркетинговым ходом.
— Согласна. За счет того, что информация будет доступна на сайте, она может заинтересовать более широкий круг клиентов, которые после квалификации смогут их приобрести. Сейчас, прежде чем получить такую информацию, клиент должен стать квалифицированным инвестором. Это непростая процедура, которая может отбить охоту у нового клиента изучить новый для него продукт.
— Был расширен круг лиц, которые могут быть агентами по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев. В их число включены страховые компании. Как данный шаг повлияет на развитие данной категории фондов?
— Расширение каналов продаж положительно сказывается на любых продуктах, не только инвестиционных, поскольку позволяет привлекать потенциально новых клиентов. С учетом того, что профиль клиентов страховых компаний обычно похож на профиль наших клиентов, им могут быть интересны паи ЗПИФов. Впрочем, большого эффекта от расширения списка агентов мы не ждем, поскольку у страховщиков нет собственных больших сетей продаж. Основным каналом продаж, как и прежде, останутся банки.
— Новое регулирование позволяет отказываться от аудита фонда. Некоторые компании начали исключать эту статью расходов из правил ЗПИФов. Будете отказываться от аудита? В каких случаях это оправданно, а в каких — нет?
— В случае фондов, где в состав имущества входят высоколиквидные биржевые ценные бумаги, аудит не нужен, поскольку дублирует работу спецдепозитария, которую он проводит ежедневно. А значит, это лишняя трата денег, причем немалых, так как все крупные управляющие компании пользуются услугами уважаемых, а следовательно, дорогих аудиторов. Поэтому от аудита таких фондов имеет смысл отказываться. Однако в случае ЗПИФов я бы не стала этого делать, поскольку это более сложный бизнес, где много неликвидных активов и аудиторское заключение для пайщиков — дополнительная проверка всех участников доверительного управления. Оно подтверждает для клиентов нашу выручку, результаты управления, минимизирует инфраструктурные риски.
— Когда внесенные изменения вступают в силу?
— Какие-то изменения уже вступили в силу, как, например, отказ от обязательного аудита, какие-то — в течение ближайших двух лет. Но прежде чем они вступят в силу, Центральный банк должен будет подготовить нормативные активы, которые позволят применять эти изменения на практике.