Галерея вместо шоурума
«Стиль Интерьеры» об итогах 2019 года
Все, кто интересуется дизайном, знают: интерьерная мода обычно немного запаздывает, то есть на полшага отстает от трендов, анонсируемых на подиумах. Мебельщики подхватывают самые актуальные цветовые сочетания, фактуры и материалы, улавливают настроения стритстайла спустя полгода или даже год. Но в 2019-м все пошло по иному сценарию. И на это есть несколько причин.
Во-первых, сегодня новости распространяются молниеносно — одной ленты Instagram достаточно, чтобы отследить все новинки Миланского мебельного салона или Design Miami. Поэтому стоит тренду зародиться, он тут же начинает жить своей интернет-жизнью, и в первую очередь благодаря декораторам и дизайнерам интерьера. Это тот случай, когда принцип «Все — в дом!» работает отлично. Во-вторых, и сами дизайнеры взяли курс на сближение: они, в свою очередь, все активнее развивают home-линии. Gucci, Versace, Fendi, Etro, Hermes — каждый модный дом не просто расширил свои интерьерные коллекции, но пригласил действительно лучших из лучших поучаствовать в процессе. Так, среди авторов коллекции Louis Vuitton Objets Nomades в этом году оказались Nendo, Barber & Osgerby, Патрисия Уркиола, Марсель Вандерс, Raw Edges, Индия Мадави, а также Atelier Biagetti и Zanellato/Bortotto. О контракте со многими из них мечтают и ведущие мебельные компании. Наконец, в-третьих, значимость глобальных проблем — вроде экологической — вышла на первый план. Сегодня задумываться о том, можно ли экологически безопасно переработать то, что ты придумал, уже не просто мода, а необходимость, о которой помнят все — и дизайнеры интерьера не исключение.
В этом году на Миланском салоне впервые показали стул, созданный при помощи искусственного интеллекта и выполненный с экономией материала,— с инициативой выступила компания Kartell, которая одной из первых попадает под санкции, накладывающие ограничения на использование пластика. Филипп Старк, участвовавший в разработке модели, не первый год поднимает тему экологии. Его портфолио недавно пополнилось и диваном в обивке из экокожи, сделанной для Cassina из яблочной кожуры. «Каждый год ставки растут, и мы должны делать что-то быстро и сообща,— объясняет дизайнер.— Я начал с себя и вам советую! Это касается и экономии электроэнергии — мы с женой живем в сборном доме с рекордно низким энергопотреблением, с ветрогенераторами и солнечными батареями на крыше. Осознанность выражается и в выборе строительных материалов, и в подборе мебели, и в количестве покупаемых и выбрасываемых вещей. Будущее — в самоограничении. Чтобы люди поняли это, нужно больше образовательных площадок».
Просветительская функция легла на мебельные салоны. Интерьерные шоурумы перестали быть просто местом для нескучного шопинга — их все чаще оформляют как арт-галереи или жилые пространства, где можно не только заказать себе новую кухню, но и выбрать книги по декору либо посетить мастер-класс. В интерьере, как правило, есть предметы коллекционного дизайна, выпущенные малыми тиражами, или произведения искусства. Продолжающий строить бутики для модных марок американский дизайнер и архитектор Питер Марино по-прежнему в этой области номер один, настоящий виртуоз сценографии.
Еще одна сфера, в которой сейчас происходят знаковые перемены,— дизайн-отели. «Я бы сказал, что это французская революция,— заявил архитектор Тристан Оэр, оформивший в этом году нашумевший — с интерьерами, созданными по мотивам монашеских келий,— Sinner в парижском Марэ.— В Париже зародился тренд, когда дизайн-отель помогает тебе пережить принципиально новый опыт: ты либо очутился на ферме посреди мегаполиса, как в Brach Филиппа Старка, либо видишь исповедальню в лобби, как у нас в Sinner. Это очень крутой experience. Просто красиво и комфортно — уже скучно! В оформлении ресторанов это тоже работает — чем необычнее, тем зрелищнее».
Нельзя обойти вниманием еще один громкий тренд — повсеместное возвращение к ремеслам. Традиционные техники и craft в самом широком смысле заполонили все ведущие дизайн-площадки. И как следствие, проникают в современные дома! Ручная работа гарантирует неповторимость вещи — а персонификация, кажется, все востребованнее в наш век засилья массового производства. Штучные изделия — будь то плетеное кресло, уникальная хрустальная ваза, глиняное кашпо, пусть и с отпечатками пальцев художника-керамиста,— рукотворность по-прежнему в цене. А самое интересное происходит на стыке новых технологий и крафта.