Роман Юнеман выявил бюджетников на портале госуслуг
Экс-кандидат в Мосгордуму провел расследование электронного голосования
Экс-кандидат в депутаты Мосгордумы Роман Юнеман заявил, что больше половины проголосовавших в 30-м избирательном округе Москвы, где в день выборов в Мосгордуму 8 сентября проводился эксперимент по электронному голосованию, являются бюджетниками, и некоторые из них голосовали за конкретного кандидата, опасаясь начальства. К такому выводу он пришел, опросив 200 избирателей, проголосовавших на выборах в Мосгордуму с помощью портала госуслуг.
Результаты выборов в Мосгордуму
16 сентября команда Алексея Навального получила список из 12 тыс. избирателей (имена, телефоны, электронные адреса и даже данные СНИЛС), зарегистрированных для участия в электронном голосовании на выборах в Мосгордуму. Список был передан Роману Юнеману для организации «честной проверки результатов электронного голосования».
На выборах в Мосгордуму в округе №30, где баллотировался господин Юнеман, проводился эксперимент по электронному голосованию. В список избирателей электронного голосования были внесены 2743 человека, доступ к бюллетеням получили 2525. Господин Юнеман проиграл кандидату от «Единой России» с разницей в 84 голоса и попытался оспорить результаты выборов в суде, но потерпел неудачу.
Как сообщил вчера сам господин Юнеман, его активисты пообщались с 200 избирателями из списка, проживающими в 30-м округе, по которому он выдвигался в депутаты МГД. Из них более 53% оказались сотрудниками бюджетных организаций.
Господин Юнеман уверен, что они голосовали, опасаясь, что работодатели и исполнительные органы власти знают, за кого они отдали свой голос.
Так, по словам господина Юнемана, некая сотрудница МФЦ, до которой дозвонились расследователи, сообщила, что должна была отчитаться перед начальством о том, что проголосовала. «Вы же понимаете, где я работаю»,— сказала она в разговоре. Представитель ГБУ «Жилищник», пожелавший остаться неназванным, в переписке с коллегами Романа Юнемана в WhatsApp рассказал: «Был приказ директора ГБУ зарегистрировать всех работников. Попросили меня, как самого грамотного, дома зарегить всех нас на "Мос.ру" и ЭГ и прислать скрин. Чего скрин, я так и не понял».
В преддверии дня голосования, утверждает господин Юнеман, количество новых аккаунтов на портале госуслуг резко увеличилось за счет бюджетников, зарегистрированных в рабочие часы в будние дни.
Больше всего избирателей 30-му округу дали ГБОУ «Школа №1582» (49 человек), управа Чертановского района (44), правительство Москвы (26), ГБОУ «Школа №924» (21) и территориальная комиссия Чертаново (19).
В ходе летних тестов системы движение защиты прав избирателей «Голос» неоднократно предупреждало о ее рисках и уязвимостях, сообщил “Ъ” сопредседатель движения Григорий Мельконьянц. Представленный Романом Юнеманом доклад вопросов у эксперта не вызывает: «Такую работу по исследованию доказательств должен был проделать районный суд, в который Роман Юнеман обращался. Но я был на заседании, где всего лишь за пять часов суд вынес отказные решения, не вникнув в суть претензий. Поэтому вопросы гарантий судебного обжалования итогов голосования на таких участках сегодня стоят очень остро»,— сказал господин Мельконьянц. Он отметил, что «Голос» будет следить за апелляцией Романа Юнемана в Мосгорсуде.
Для оспаривания и отмены результатов голосования на участке, о котором идет речь в докладе, необходимы судебные процедуры, которые бы подтвердили, что часть избирателей принудили к голосованию, отметил глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Сам по себе сравнительный анализ электронного и традиционного голосования, соответствующих разночтений и проблем действительно важен,— говорит политолог.— Поскольку развитие электоральных цифровых технологий очень чувствительно к вопросам кибербезопасности, административного управления, сохранения тайны голосования и возможности для гражданина убедиться в том, что его голос учтен, и учтен правильно. Такое голосование требует новых подходов к контролю за выборами и их результатами, а также к работе наблюдателей». Господин Бадовский отметил, что расширение практики цифрового голосования неизбежно, но прежде, чем переводить на него всю страну, надо добиться доверия к процедуре.