Здесь был ЗИЛ

№ 42 Что ждет последний уцелевший цех легендарного автозавода

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

Автопром по-советски

Ностальгия — болезненное чувство. Но если абстрагироваться от нее, то гибель ЗИЛа вполне закономерна. Сам завод не мог оставаться чуть ли не в центре большого города, таким образом его ликвидация в Москве и снос цехов был только вопросом времени. Что касается продукции ЗИЛа, то большие объемы производства в советские годы были обусловлены исключительно особенностями социализма: гарантированный спрос на рынке СССР плюс соцстран при полном отсутствии конкуренции с западной продукцией. А это предопределило массу черт ЗИЛа, которые его и угробили.

ЗИЛы были устаревшими уже в момент постановки на конвейер. Новые модели появлялись исключительно долго и слишком редко. Масса небезынтересных наработок оставалась в стадии проекта навечно. Выпущенные же авто были ненадежными, неудобными в эксплуатации и низкого качества. А зачем стараться, когда и так все берут, с руками отрывают? Это, в общем, была проблема не только ЗИЛа, а всей советской гражданской продукции. Так что, когда рынок открылся, у ЗИЛа не было шансов.

Советская продукция проигрывала западной во всем, кроме цены. Да и то не всегда, если брать в расчет средства и время, которые тратились на ремонт. Конечно, в такой ситуации нельзя было бездумно распахивать двери для западной продукции — это надо было делать очень постепенно, реформируя советскую промышленность. Но, повторюсь, сами ЗИЛы, ВАЗы, АЗЛК, ИЖи, ЗАЗы и т.п. всегда были объективно очень плохими автомобилями.

МВ

Тогда и потом

Я начинал работать на ЗИЛе в 1963 году. Это был город в городе. Огромное количество цехов. По территории ходили автобусы. В этот год только начинался выпуск ЗИЛ-130. Каждый день вывешивалось количество выпущенных машин. Работа кипела и энтузиазм бил через край... В 2011 году я снова попал на ЗИЛ. Это был уже умерший завод…

Павел Епифанов

Слишком поздно

Сейчас по заводу «вздыхать» уже не имеет смысла. Весь станочный парк устарел, специалистов новых, чтобы работать на тех станках и оборудовании, по тем технологиям, нет. И сколько их нужно? Современное оборудование с ЧПУ гораздо более выгодно, и продукция с него выходит с гораздо меньшими допусками и количеством брака, чем сделанная полуручным методом. А брак — это же убитые материалы, превращенные во вторсырье. Те машины, что выпускались, ценны как коллекционные, а по современным меркам — безнадежно устарели. Технологии их производства и наработки тоже. Кто ее купит, если по уровню оснащения, комфорта, безопасности и расходу топлива это будут 80-е годы, а ценой она уйдет в современный премиум-класс? Нет у нас и сейчас разработок, которые с адекватными сроками и вложениями, не привлекая иностранных специалистов и производителей комплектующих, можно было бы поставить на конвейер (пусть самый современный, построенный с чистого листа) и удовлетворить «массовый» спрос и окупить все это. Да и произвести конвейер современный, без использования роботов и кучи другого оборудования, которое у нас не производится, невозможно. А нет востребованности на продукцию, которая не сбалансирована по цене и потребительским качествам, нет и будущего у завода, который эту продукцию выпускает. Другой вопрос, что заводом нужно было заниматься и модернизировать его согласно современным тенденциям, ведь мы были компетентны и могли производить современнейшее оборудование для предприятий по тем временам (сам ЗИЛ тому был доказательством), тогда, возможно, были бы у нас современные отечественные грузовики и другая продукция, что выпускалась заводом, но некому было, у тех, кто руководил нами, были другие интересы. Да и завод «Москвич» с закупленными станками для моторного производства, гнившими под открытым небом, также еще один «памятник» нашим руководителям.

Михаил Плужников

Естественный уход

Судя по картинкам, в цехе производится только реставрация машин. Это обычные энтузиасты. Я работал в соседнем цехе по производству амфибий для космонавтов, и многие детали из стеклопластика мы производили в нашем цехе и для лимузинов. Ничто не подвластно времени, все меняется. Ностальгировать по поводу завода не стоит. Ведь все производство плелось далеко позади техновинок.

Сергей Алексеев


Съешь меня, если сможешь

№34 Как натравить микробы на пластмассу

Фото: BIOSPHOTO / AFP

Нужен только огонь

Ученые ищут микроба, чтобы ел пластик. Не найдут! Есть другой, очень простой способ применения использованного пластика. Вот у нас в городе Артем есть завод, который производит бетонные изделия: панели, бордюры. Но идешь по городу — бордюры, которые устанавливали еще пару лет назад, уже развалились, рассыпались, асфальт местами есть, местами нет... А если положить покрытие из бутылок, переплавку из этого мусора, а? Бутылки на века! Бордюры, лавочки, тротуары, дома, фигурки животных в парке — да мало ли что можно сделать. Это ж чудо-материал. Японцы вон из мусора, прошедшего термическую и механическую обработку и спрессованного в брикеты, создают искусственные острова. А мы? У нас все завалено мусором. Надо спасать Россию! Эх, где мои 17 лет! Жаль, я уже не молода и ноги никудышние, а так я бы за год убрала все мусорные кучи. Нужен только огонь для переплавки пластика и терпение людей. Ну зачем нам эти микробы? Они ж потом людей начнут жрать.

Морозова Ольга


Квоты в мешке

№43 Правительство расписало трудовых мигрантов по отраслям

Не наша проблема

В документе к статье указано, что 2/3 всех мигрантов работают в Москве. Значит, проблема мигрантов — это проблема Москвы, а не России. Также написано, что новое постановление, определяющее долю мигрантов, опубликовано, кто и как контролирует выполнение процентной нормы — не понятно. Ответственность за неисполнение этой директивы также не определена. И получается, что это не директива вовсе, а рекомендация. И это относится почти ко всем директивам правительства!

Vnbiryukov


Разговорчики в строю

№43 НАТО на грани нервного срыва

Фото: Virginia Mayo, AP

Наглядная иллюстрация

Две главные военные державы альянса, США и Турция, отбросив приличия, начали новую «большую игру» в Сирии, и НАТО сразу оказалось на грани нервного срыва... Пока одни стараются приложить усилия для стабилизации обстановки в Сирии, а другие пускают пыль в глаза и разворовывают ее недра, третьи проводят бесполезные собрания. Лучшая и наглядная иллюстрация в отсутствие смысла их существования.

Макс Купер

Письма читала Мария Портнягина, Наталья Радулова

Вся лента