Конституционный суд принял НДС к вычету
Сделки с банкротами не лишают права на возмещение налога
Конституционный суд (КС) постановил скорректировать норму Налогового кодекса, на основании которой налоговики отказывали в праве на вычет НДС покупателям продукции компаний-банкротов. Юристы приветствуют решение КС, однако отмечают, что сделанные судом оговорки — в частности, о том, что вычет не положен, если конкурсный управляющий и покупатель продукции знали о невозможности уплаты НДС продавцом-банкротом,— могут вызвать новую волну споров и толкований.
Конституционный суд признал противоречащей Основному закону норму Налогового кодекса о том, что операции по реализации имущества банкрота не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. На ее основании налоговые органы отказывали покупателям имущества компании-банкрота в праве на вычет по этому налогу — считая, что раз эти операции НДС не облагаются, то и требовать его возмещения покупатели не вправе. Причиной обращения в КС стало дело в Арбитражном суде Курской области, который разбирал спор мясоперерабатывающего комбината «Подлесный» с налоговиками.
Этот комбинат ранее приобрел у признанного банкротом аграрно-производственного центра «Фатежский» свиней по договору купли-продажи. Продавец при этом выставил счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, которую «Подлесный» позже и заявил к вычету. Курские налоговики право на вычет не признали, обязав мясопереработчиков уплатить НДС, пени и штраф.
По итогам рассмотрения запроса КС определил, что покупатели продукции контрагентов-банкротов ставятся в неясные условия налогообложения. На практике должники-банкроты выделяют НДС в счетах-фактурах, но покупатель при этом рассматривается налоговиками как не имеющий права на вычет — притом что по общему правилу у него такая возможность есть.
В этом случае покупатель фактически платит НДС не только при покупке необходимой ему продукции, но и при реализации своей. Поэтому КС постановил внести поправки в Налоговый кодекс для устранения неясности правоприменения.
До правки нормы отказывать в вычете НДС на ее основании суд запретил. Сделав, впрочем, две существенные оговорки — вычет возможен, только если не будет установлено, что конкурсный управляющий и покупатель знали, что НДС, учтенный в цене продукции, из-за имеющихся у организации долгов не мог быть уплачен в бюджет. Также налоговики не могут отказывать в вычете, если в ходе производства по делу о банкротстве они не приняли меры к прекращению организацией-банкротом производства соответствующей продукции.
«Решение устраняет неравенство в применении вычетов по НДС при приобретении товаров, работ и услуг у обычных поставщиков и признанных банкротами»,— сказал “Ъ” старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Дмитрий Кириллов.
При этом сделанные КС оговорки он назвал неоднозначными: «Такая трактовка права на вычет может вызвать волну споров, аналогичную спорам о должной осмотрительности, когда право на вычет будет зависеть от субъективной оценки указанных Конституционным судом критериев».
«Оговорки КС могут оказать существенное влияние на практическую возможность предъявления к вычету НДС покупателями,— уверена и ассоциированный партнер практики по налогообложению Roedl & Partner Татьяна Степаненко.— С практической точки зрения возникает вопрос, каким образом покупатель сможет доказать, что сведениями о невозможности уплаты НДС в бюджет организацией-банкротом он не обладал, и какие документы будут являться надлежащим доказательством с точки зрения налоговых и судебных органов». По ее словам, положительным моментом является лишь сам факт признания несовершенства этой законодательной нормы — в связи с увеличением числа банкротств вопросы налогообложения НДС при приобретении продукции у организаций-банкротов приобретают все более важное значение.