Минпромторг давит на утильсбор
Чиновники готовят его очередное повышение в 2021—2022 годах
Минпромторг пойдет на очередное повышение ставок утильсбора в 2021–2022 годах для поддержки локализации. Ставки сбора и так вырастут с 1 января 2020 года, что приведет к увеличению цен на импортные автомобили. Но далее из-за новых правил распределения промсубсидий индексация скажется и на машинах, которые производятся в РФ.
Минпромторг для стимулирования локализации планирует вновь проиндексировать утильсбор «через какое-то время — с 2021 или 2022 года», рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Динамика таможенных пошлин будет находиться в коридоре, который согласован с ВТО»,— отметил он.
Традиционно повышение утильсбора было реакцией на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты, что признавали в правительстве. С 1 января 2020 года по этим причинам ставки сбора в сегменте легковых автомобилей вырастут в среднем на 110,7%, что может привести к увеличению цен на 2–4%. И формально эта индексация должна была стать последней, поскольку ставки пошлин на ввоз готовых автомобилей снижены до уровня, согласованного с ВТО, и уровень барьера больше не меняется.
Эффект от увеличения утильсбора раньше сказывался только в ценах на импортные автомобили, поскольку локализованным концернам возвращали его через промсубсидии.
Ситуация кардинально изменится уже со следующего года, поскольку производители гарантировано получат только 50% компенсаций, остальная часть — в соответствии с фактической локализацией (считается по балльной системе). С 2021 года 75% компенсаций будут выплачиваться по фактической локализации, с 2022 года — 100%. Концерны, которые не смогут набрать необходимое для полных компенсаций количество баллов, будут терять деньги, в краткосрочной перспективе перекладывая убытки в цены.
Как российский автопром поехал своим путем
В 2019 году против российской промышленности не ввели новых санкций, но это не помешало автопрому продолжить движение к изоляции. Пока весь мир готовится перейти на гибриды и электромобили, Россия принимает отходы в виде локализации устаревающих моделей и компонентов. Между тем регулируют отрасль так, как будто по масштабам и тенденциям это рынок, сходный с китайским. В результате игроки могут выстроиться отнюдь не на вход, а на выход.