Эта горячая тема Арктики
Подключение Индии к освоению ледового континента подтверждает ее глобальные амбиции
Освоение ледового континента больше не может считаться прерогативой арктических держав. Подтверждением этого служит опыт лежащей в южных широтах Индии, в которой арктическая политика подкреплена стратегическими документами, собственными арктическими проектами, институтами и кадрами. Опыт сотрудничества России и Индии в освоении Севера убедительно доказывает: роль Индии в арктических мегапроектах будет все более весомой.
Международный транспортный коридор «Север—Юг» — мультимодальный маршрут транспортировки грузов общей протяженностью 7,2 тыс. км от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбай. Как ожидается, этот коридор, инициаторами создания которого стали Россия, Индия, Иран и Азербайджан, позволит сократить время и стоимость доставки грузов.
Участники форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел в конце 2019 года в Москве, пришли к пониманию, что совместное освоение ледового континента становится еще одним направлением российско-индийского сотрудничества. «Мы изучаем возможность установления связи между Арктическим регионом и Международным транспортным коридором "Север—Юг",— заявил посол Индии Бала Венкатеш Варма, выступая на форуме "Арктика: настоящее и будущее".— Мы рассчитываем на сотрудничество с Россией в Арктическом совете и активно обсуждаем потенциальные направления сотрудничества, в том числе в сфере энергетической безопасности, научных исследований и транспортных связей». Сейчас Дели обсуждает с Москвой перспективы сотрудничества, касающегося Северного морского пути, а также развития совместных проектов в энергетической области, добыче полезных ископаемых в Арктическом регионе.
Освоение Арктики превращается для России и Индии в горячую тему в силу целого ряда факторов. Реализуемый в РФ проект «Северный морской путь», который входит в план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, предусматривает увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн. Ожидается, что проект будет стимулировать развитие не только российской Арктики, но и тех регионов РФ, которые связаны с Ледовитым океаном реками Сибири и Дальнего Востока. Ответственность за реализацию федерального проекта возложена на госкорпорацию «Росатом», а проход судов обеспечивают атомные ледоколы и другие суда ФГУП «Атомфлот».
Объем перевозок грузов по Северному морскому пути (СМП) стремительно растет: в 2018 году он удвоился по сравнению с 2017-м, достигнув 20,2 млн тонн, но достичь целевых показателей 2024 года можно только за счет увеличения числа и мощности атомоходов, служащих для проводки во льдах. Ожидается, что строительство новых судов вдохнет «вторую молодость» в атомный ледокольный флот РФ.
Интерес Индии к сотрудничеству с Россией в освоении Арктики связан с тем, что РФ — единственная страна в мире, имеющая атомный ледокольный флот. Его суда не нуждаются в частых дозаправках — ядерные реакторы работают безопасно, надежно и долго, они экологичнее и мощнее дизельных. Функционирование атомного флота опирается на самые передовые технологии, в которых российская атомная отрасль удерживает мировое лидерство со времен СССР.
При этом СМП становится глобальным проектом, что делает его особенно привлекательным и для Индии. То, что Арктика богата природными ресурсами, известно давно. Как и то, что арктические страны значительное внимание уделяют их разработке. Например, Россия претендует на участок арктического морского шельфа площадью 1,2 млн кв. км в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева в Северном Ледовитом океане. Дания, Исландия, Канада, Норвегия и США также являются официальными претендентами на арктические ресурсы.
Но в последние десятилетия стали очевидными еще два фактора развития региона, прежде всего в части транспортной инфраструктуры. Первый — это мощный экономический рост государств Индо-Тихоокеанского региона, включая Индию, что увеличивает спрос на перевозки из этого региона в Западную Европу и обратно. С использованием СМП путь от Шанхая в Европу имеет протяженность около 8 тыс. морских миль, а через Суэцкий канал и Гибралтар — на 2,4 тыс. морских миль больше. Выигрыш во времени оценивается в 20%.
Второй фактор — глобальное изменение климата, благодаря которому льды Северного Ледовитого океана не станут толще, а навигация по СМП дороже. Согласно прогнозам, до 2050 года общая площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана практически не изменится, условия там будут близки к нынешним.
Пример Индии показывает, что страны, географически далекие от Арктики, демонстрируют рост интереса к ней. Достаточно красноречивым является получение статуса наблюдателей в Арктическом совете Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией и Сингапуром в 2013 году.
В Индии арктическая политика подкреплена соответствующими стратегическими документами, собственными арктическими проектами, институтами и кадрами. При этом помимо возможности использования Северного морского пути и международного транспортного коридора «Север—Юг» Индия заинтересована в том, чтобы участвовать в разработке арктических ресурсов — как углеводородных, так и биологических, иметь возможность проводить гидрометеорологические наблюдения в интересах собственных климатических и других научных исследований.
Опыт сотрудничества России и Индии в освоении ледового континента убедительно доказывает: развитие Арктики вне глобального контекста невозможно. При этом роль и значение Индии в арктических мегапроектах обещают быть все более значимыми и весомыми.