В недоумении от плана
В Ленобласти в 2019 году ввели 2,4 млн кв. м жилья, но в этом должны построить в 1,3 раза больше
В прошлом году в Ленобласти, по предварительным данным, было введено около 2,44 млн кв. метров жилья, что почти на 8% меньше, чем годом ранее (2,64 млн кв. м). Региональный план по вводу область выполнила практически полностью, а федеральный — на 83,5%. На текущий год Минстрой РФ ставит перед регионом более амбициозную задачу — 3,28 млн кв. м. Эти целевые показатели региональные чиновники просят снизить уже год. Эксперты не понимают, зачем Ленобласти столько нового жилья и кто его будет покупать.
Как сообщили “Ъ” в комитете по строительству Ленобласти, согласно предварительным данным, по итогам 2019 года ввод жилья в регионе составил 2,436 млн кв. м, 896 тыс. кв. м из которых — ИЖС. Это 98,2% от плана региона (2,48 млн кв. м) и 83,5% от задачи Минстроя в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» (2,9 млн кв. м). В Петербурге за прошлый год было введено 3,45 кв. м жилья, что меньше по сравнению с 2018 годом (3,9 млн кв. м).
Уже в текущем году федеральный центр требует от Ленобласти ввести 3,28 млн кв. м, в 2022 году — 3,4 млн кв. м, в 2024 году — 3,97 млн кв. м. Планы региона на 2020 год скромнее и составляют 2,7 млн кв. м. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко неоднократно говорил о том, что в регионе пора снижать объемы ввода жилья. В 2019 году на Съезде строителей он заявлял, что годовой объем ввода жилой недвижимости больше не должен превышать 2,3–2,4 млн кв. м.
Заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин сообщил “Ъ”, что регион неоднократно направлял в Минстрой обращения с просьбой скорректировать поставленные целевые показатели в сторону снижения, первое из которых — еще в начале 2019 года. «Сегодня с учетом баланса спроса и предложения, а также перехода на проектное финансирование эти цифры являются невыполнимыми»,— сказал зампред. Он пояснил, что в случае значительного увеличения объема строительства жилья непонятно, за счет чего увеличится спрос и на какие средства будет возводиться такое количество соцобъектов. Кроме того, теперь дальнейшую судьбу проектов определяет банк, так как он принимает решение по оформлению проектного финансирования. «И мы как органы власти зависим от этого решения»,— пояснил господин Москвин.
Несмотря на это, Ленобласть подписала соглашение с Минстроем о достижении целевых показателей, так как в противном случае она бы не смогла получить федеральные субсидии на строительство соцобъектов, сообщил чиновник.
Переизбыток предложения может привести к банкротству застройщика, так как из-за нереализованных квадратных метров у него не получится окупить инвестиции, уверены эксперты “Ъ”. Рынок жилья в Ленобласти начал испытывать проблемы еще с 2015 года, когда спрос на квартиры вместе с их стоимостью начали падать, а демпинг цены зачастую увеличивал число пострадавших дольщиков, считает президент «Леноблсоюзстроя» Руслан Юсупов. В итоге за последние пару лет сразу несколько крупных застройщиков с объектами в Ленобласти стали банкротами.
За год объем продаж жилья в Ленобласти просел на 16%, добавляет заместитель генерального директора компании «Ленрусстрой» Максим Жабин. «Я не понимаю, каким образом получится достигнуть поставленных Минстроем целей. Сегодня покупательская способность населения падает, и если не будет дополнительных стимулирующих продуктов, таких как субсидированные ставки для широкого круга потребителей, возврат спроса в Ленобласть не произойдет»,— уверен Максим Жабин.
Основой покупательской активности в Ленобласти является жилье в новых районах, расположенных преимущественно вокруг КАД, объясняет генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев. Когда интерес покупателей начал «перетекать» в Петербург, стало очевидно, что столько жилья в регионе уже строить не нужно. «Внутренний» же областной платежеспособный спрос, сконцентрированный в основном в районных центрах области, на порядок ниже, добавил эксперт. «А чтобы восстановился спрос на жилье на бывших сельхозземлях вокруг КАД, необходимо как минимум строительство транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, создание качественной среды, реализация комфортных малоэтажных проектов — а не очередного "железобетонного гетто", где главный фактор спроса — низкая цена»,— сказал Андрей Косарев.