Три буквы послали на шесть цифр
Минэкономики разработало тарифы для продажи «красивых» госзнаков
Минэкономики разработало официальные тарифы на приобретение так называемых красивых автомобильных номеров: тарифы будут закреплены в виде госпошлин в Налоговом кодексе уже со следующего года. Максимальную цену — 600 тыс. руб.— заплатят желающие стать обладателем номерного знака с одной повторяющейся буквой и цифрой, например А111АА. На остальные номера цены варьируются от 5 тыс. до 450 тыс. руб., при этом региональные власти своими законами смогут увеличить размер пошлины в десять раз или же выставить номер на торги, где ценник вообще не ограничен.
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Опубликованный Минэкономики проект постановления правительства РФ устанавливает «порядок резервирования за владельцем транспортного средства государственного регистрационного номера с индивидуальными буквенно-цифровыми обозначениями». Документ вступит в силу с 1 января 2021 года вместе с поправками к Налоговому и Бюджетному кодексам (их проекты также опубликованы в понедельник).
Граждане получат право через портал госуслуг зарезервировать номер с «красивым» сочетанием букв и цифр, комбинации которых и повышенные пошлины за них закрепят в Налоговом кодексе. В 600 тыс. руб. обойдется номер с сочетанием одной буквы и цифры, например А111АА или О77700, в 450 тыс. руб.— номер с цифрами от 100 до 900 и одинаковыми буквами, например В900ВВ, в 300 тыс. руб.— номер с цифрами 001–009 и одинаковыми буквами, например Т001ТТ, в 150 тыс. руб.— номер с комбинацией 010–090 и одинаковыми буквами, например, А050АА. Если трех повторяющихся букв нет, госпошлина уменьшается до 50–150 тыс. руб. в зависимости от комбинации цифр: три единицы, к примеру, дороже, чем 010. Если в госзнаке повторяются только буквы, пошлина составит 200 тыс. руб.
Сколько будут стоить «красивые» номера
|
Процедура резервирования будет определяться субъектом федерации. Регионы смогут применить к базовым ставкам Налогового кодекса повышающий коэффициент (увеличив пошлину в десять раз, иными словами, максимальная цена номера может достигать 6 млн руб.) либо выставить госзнак на аукцион. Сегодня, напомним, автомобильные номера продаются на неофициальных аукционах с участием «автомобилей-доноров» (как правило, это дешевые «Жигули»). По оценкам Минэкономики, цены за госзнаки варьируются от 10 тыс. до 10 млн руб., средняя стоимость составляет 300 тыс. руб.
Конкурс по одному лоту будет длиться 30 дней, при этом «один гражданин Российской Федерации может участвовать в торгах не более пяти раз одновременно». Иными словами, в одни руки можно получить не более пяти номеров. Остальные детали закрепят в региональных нормативных актах. 50% поступлений от уплаты госпошлины (и торгов) будет направляться в региональные бюджеты. До 1 июня 2020 года Минфин РФ установит требования к операторам электронных площадок, где будут проводиться аукционы.
Разработать порядок проведения конкурсов по продаже «красивых» номеров еще в 2010 году поручал Владимир Путин в статусе главы правительства. Документ был связан с законом «О государственной регистрации транспортных средств», который приняли только в 2018 году (вступил в силу с 1 января 2020 года). Проект постановления правительства обсуждался Минэкономики и МВД еще в 2019 году, о чем “Ъ” рассказывал, ведомства предлагали разные сценарии, но, судя по всему, им удалось найти компромиссное решение.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов скептически относится к идее «вмешательства государства на этот крайне нишевый рынок». «Предлагаемые цены имеют мало отношения к реальности,— говорит он.— Номера с тремя одинаковыми цифрами сегодня продаются максимум за 100 тыс. руб., за 600 тыс. руб. они никому не нужны. Не думаю, что государство сможет эффективно регулировать эту сферу». Интерес к покупке подобных номеров падает с каждым годом, говорит глава Союза производителей государственных регзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева, самые привлекательные сочетания давно раскуплены и установлены на машинах. «Во многих районах Москвы сегодня можно видеть стоящие около ГИБДД никому не нужные покрывшиеся грязью "машины-доноры" с "красивыми" номерами»,— говорит госпожа Шерстнева. Она напомнила, что с нового года выдача знаков усложнилась: согласно закону «О государственной регистрации транспортных средств», гражданин при покупке автомобиля должен использовать госзнак с кодом региона, совпадающего с регионом регистрации автовладельца (иными словами, зарегистрированный в Чечне водитель имеет право с 1 января ездить исключительно с госзнаком 95-го региона). «Спрос на номера стабильный и сохраняется,— говорит один из участников рынка по торговле номерами, пожелавший не называть себя.— Вмешательства государства в этот бизнес не требуется, а документ Минэкономики пока выглядит крайне сырым».
«Мода на "красивые" номера имеет криминальные корни,— вспоминает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Это пережиток 1990-х годов, когда на дороги повылезали бандиты и им надо было как-то обезопасить себя от остановок сотрудниками милиции, вот и появились "блатные" номера. Сегодня государство зачем-то продолжает поддерживать это явление и идет на поводу у людей, у которых, очевидно, плохой вкус. Потому что назвать хорошим вкусом любовь к трем семеркам нельзя. Популярностью это будет пользоваться, если цена на номер не превысит 5 тыс. руб., все, что дороже, даром не надо».
Фотогалерея
Как менялись автомобильные номера
Первые номера появились еще в дореволюционной России. На фото — номерной знак легкового извозчика города Ярославль на 1851 год
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Накануне ВОВ, в конце 30-х годов, был введен новый тип знаков с уменьшенным размером пластин. До этого номера были очень больших размеров
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В 1946 году был принят стандарт номерных знаков с желтым фоном — ГОСТ 3207-46. Номера могли быть с каймой, выштампованной как наружу, так и внутрь
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Передний номерной знак стандарта 1946 года специальной московской серии — с черным фоном, белыми буквами и углубленной каймой
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Этот тип номерных знак применялся c 1946 года для прицепов и полуприцепов
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Номерной знак, использовавшийся на полигоне НАМИ для тестовых автомобилей, 1970-1980 гг.
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Велосипедный номер города Гаврилов Ям на 1950 год
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В 1958 году был принят ГОСТ на номерные знаки с белыми буквами на черном фоне. Многие считают, что первая буква в то время должна была обязательно соответствовать названию региона-города. Тем не менее, данный номер серии "юге" был выдан в Московской области
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Мопедный номерной знак 10x15 см, 1958 год
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Номерной знак «Прицеп» нового образца 1958 года применялся для прицепов и полуприцепов
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В начале 60-х годов появились номерные знаки специального назначения. На тестовых автомобилях во время испытаний применялись номера серии «Проба»
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В 60-70-х появились номера серии «Спорт». Такие серии не предусматривались ГОСТом, они вводились отдельным приказом МВД
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Номер серии «Спорт», применявшийся в Латвийской ССР
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В 1965 году в ГОСТ добавили номерные знаки для тракторов, самоходных шасси и других дорожно-строительных машин. По размерам эти номера совпадали с мотоциклетными. В некоторых союзных республиках знаки для спецтехники вводились еще до ГОСТа, поэтому могли отличаться от стандарта
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В том же 1965 году появились номера для прицепов, которые возились тракторами, самоходным шасси и дорожно-строительными машинами. Отличительный признак — буквы «пр-п» в нижней строчке
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Передние военные номерные знаки образца 1962 г. имели укороченную, по сравнению с гражданским номером, пластину
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Новый задний номерной знак для дипломатических автомобилей был введен в 1967 г. В верхней строке он имел однобуквенное обозначение серии маленькой латинской буквой "D", за ним маленькие две цифры кода страны. Существовал до 1981 года
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Задний номерной знак для автомобилей ГАИ Литовской ССР. Середина 70-х
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В 1977 году был введен новый ГОСТ 3207-77: номера стали черными на белом фоне. В 1980 году была выпущена «особая серия» номеров для автомобилей, обслуживающих Олимпиаду — «ОЛМ»
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В некоторых регионах СССР регистрация велосипедов продолжалась до начала 90-х гг. На фото — велономер, выданный в Брестской обл. ориентировочно в конце 70-х гг.
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В 1981 году изменился внешний вид номеров для автомобилей дипломатов, представительств инофирм, органов иностранной печати и лиц иностранного подданства и без гражданства, постоянно проживающих в СССР. На фото — номер для иностранцев, передвигавшихся на мотоциклах
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
Передний номер автомобилей, передвигавшихся по территории завода ЗИЛ. Использовался с середины 80-х
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
До 1989 года граждане не могли купить грузовой автомобиль в собственность. Когда такая возможность появилась, возникли и новые виды номеров для «частников». Так как ГОСТ изменили только в 1992 году, то госзнаки успели выпустить только в двух республиках — Хабаровском крае (серия «яХБ») и в Свердловской области (серия «аСВ»). Осенью 1993 года был введен уже российский ГОСТ-50577, действующий до сих пор
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
В 1992 году в Республике Татарстан выпускались номерные знаки, отличавшиеся от советских номеров флагом РТ. Одна из редких «особых» серий — ТБС, их было выпущено всего несколько сотен комплектов. Также существовала серия ТБГ (буквы следовали после цифр). Позже местные автомобили все же перевели на общероссийский стандарт
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов
До 2007 года в России существовали «привилегированные» номера с флагом, позже отменные решением президента Владимира Путина. Уже потом на машинах чиновниках стали применятся регистрационные знаки серии АМР97, по сути аналогичные «флаговым». На фото — госзнак, принадлежавший сенатору от Карелии, экс-начальнику ГАИ России Владимиру Федорову
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов