Плюс капвложения во всю страну
Разгонять экономический рост и соцрасходы будет новый состав Белого дома
21 января после продолжительных закрытых встреч Владимира Путина с кандидатами в члены нового правительства в Кремле президент подписал указы о составе и структуре нового кабинета министров. Ключевой фигурой в правительстве Михаила Мишустина — первым вице-премьером, курирующим финансово-экономический блок правительства,— стал занимавший до этого пост экономического помощника президента Андрей Белоусов. Ему при сохранении поста главы Минфина за Антоном Силуановым, ответственным теперь только за бюджетную стабильность, и социальным вице-премьером Татьяной Голиковой, которая курирует растущие социальные расходы, предстоит решить крайне трудновыполнимую задачу — реализовать требуемое Владимиром Путиным ускорение экономического роста до темпов выше среднемировых уже к 2021 году и разогнать его до 5% в год к 2024 году — при сохранении планов по радикальному увеличению социальных расходов.
Вице-премьерский корпус минус один
Состав вице-премьерского корпуса сокращен на одного человека. Главой аппарата правительства, совмещающим этот пост с вице-премьерским, назначен бывший заместитель нового премьер-министра Михаила Мишустина в ФНС Дмитрий Григоренко — в службе он отвечал за ее модернизацию. Также в вице-премьерский блок вошли сохранившие свои посты социальный и «оборонный» вице-премьеры Татьяна Голикова и Юрий Борисов (ему, видимо, отойдет часть полномочий бывшего «промышленного» вице-премьера Дмитрия Козака, а также «дальневосточный» вице-премьер Юрий Трутнев (он продолжит совмещать этот пост с постом полпреда президента в ДВФО). Помимо господина Григоренко, новые назначения — перешедший на пост «строительного» вице-премьера (вместо Виталия Мутко) Марат Хуснуллин, ранее — профильный вице-мэр Москвы, экс-глава Росреестра Виктория Абрамченко, которой предположительно отойдут вопросы аграрного ведомства и земельных отношений, и Алексей Оверчук — еще один бывший заместитель главы ФНС, отвечавший в ней за международные вопросы налогообложения: предполагается, что он станет преемником «цифрового» вице-премьера Максима Акимова. Еще одно новое лицо вице-премьерского корпуса — Дмитрий Чернышенко, занимавшийся организацией освещения Олимпиады в Сочи,— он, видимо, унаследует полномочия Ольги Голодец в вопросах спорта и культуры.
Социальный блок: новые министры
Новый кабинет унаследует от предыдущего состава правительства обязательства по исполнению нацпроектов и госпрограмм — однако его задачи, в первую очередь в социальной сфере, будут значительно шире. Обозначенные в послании президента Федеральному собранию планы по распространению выплат маткапитала на первых детей, повышению его объема при рождении вторых, выплатам пособий семьям с доходами ниже прожиточного минимума на человека, разрабатывавшиеся коллаборацией Татьяны Голиковой и бывшего первого вице-премьера, сохранившего пост главы министра финансов Антона Силуанова, реализовывать придется им же.
Впрочем, министерский состав социального блока правительства изменился довольно заметно: главой Минздрава назначен Михаил Мурашко, ранее — глава Росздравнадзора. Возможная отставка Вероники Сквоцовой обсуждалась уже несколько лет, однако, после решения о существенном увеличении финансирования системы здравоохранения в связи с реформой первичного звена позиция бывшего министра казалась устойчивой. Ее отставка подтверждает версию о том, что дополнительные расходы на отрасль — результат политики Татьяны Голиковой. В этой ситуации от нового руководителя ведомства вряд ли будут ждать новых идей — все основные параметры работы министерства были определены этой осенью, когда правительство анонсировало его реформу.
Новым главой Минтруда вместо Максима Топилина станет Антон Котяков, ранее — заместитель главы Минфина по социальным вопросам. Его назначение на пост министра труда выглядит логичным продолжением увеличения финансирования социальных статей бюджета, в первую очередь из-за расширения программы материнского капитала, о котором президент сообщил в своем послании Федеральному собранию. Ему же предстоит и оптимизация этой системы за счет сведения в единую базу данных о мерах социальной поддержки, которые получают россияне.
Отметим, что социальный блок правительства обновлен полностью — главой Минкультуры в правительстве Михаила Мишустина станет Ольга Любимова (она сменила Владимира Мединского), Миннауки вместо Михаила Котюкова неожиданно возглавил Валерий Фальков, Минпросвещения — Сергей Кравцов, а во главе Минспорта Павла Колобкова сменил Олег Матыцин.
Кто пришел в науку, культуру, просвещение и спорт
Финансы и экономика
«Социальный поворот» госполитики РФ в исполнении нового правительства потребует роста бюджетных расходов в объеме порядка 3–5% — что вызовет не только необходимость внесения поправок в бюджет 2020 года, но и корректировки всей бюджетной конструкции для сохранения макроэкономической стабильности — гарантировать сохранение нынешнего профицита бюджета в 2 трлн руб. (см. “Ъ” от 21 января) Минфин не может и настаивает на принятии системных мер по обеспечению растущих соцрасходов.
Заниматься этим и будет Антон Силуанов, сохранивший пост главы Минфина (который он занимает с 2011 года), но при этом лишившийся должности первого вице-премьера (получил ее в 2018-м после ухода из правительства Игоря Шувалова). Такое снижение статуса формально можно бы объяснить проблемами с исполнением нацпроектов, однако на деле все их сложности были связаны вовсе не с выделением финансирования, а с освоением ассигнований. Более вероятная причина — президент продолжает требовать ускорения экономического роста — в пользу этого говорит и назначение новым руководителем господина Силуанова сторонника более активных инвестиций в экономику Андрея Белоусова: прежний первый вице-премьер, как хранитель бюджета, всегда ставивший во главу угла макроэкономическую стабильность, консервативный подход к оценке доходов, накопление резервов и бюджетную экономию, на роль идеолога необходимых для роста реформ не вполне подходил. Что же касается сохранения Антоном Силуановым портфеля министра — к отстроенной как часы работе Минфина серьезных претензий ни у кого в последнее время нет.
Пост главы Минэкономики при этом занял Максим Решетников — вероятно, основным направлением его деятельности станет реализация вертикали власти при исполнении нацпроектов: чиновник — один из сторонников построения «единой системы публичной власти», которой был посвящен отдельный раздел послания президента. В 2017 году он, как губернатор Пермского края, активно поддержал укрупнение районов региона для внедрения «вертикали власти» на муниципальный уровень. Весной в продолжение этой политики 2019 года господин Решетников предложил обязать главных распорядителей бюджетных средств заключать трехлетние соглашения с регионами в рамках работы над нацпроектами: тогда это объяснялось именно медлительностью муниципалитетов в реализации отдельных мероприятий нацпроектов — долгосрочные соглашения должны были избавить субъекты РФ каждый год заниматься длительным согласованием мероприятий с местными властями. Напомним, что именно «приземление» нацпроектов на местный уровень называлось ранее одним из основных препятствий для их исполнения.
Во время работы в Москве на посту главы департамента экономической политики правительства столицы Максим Решетников занимался вопросами сохранения в городе промышленности, боролся с деприватизацией жилья как способом ухода от налогов (тогда плата за соцнаем единовременно была повышена в восемь раз), а также торговался от имени города с поставщиками тепла и энергии и занимался пересмотром социальной помощи, внедряя систему адресных субсидий и одновременно перенося основные затраты с федерального на московский бюджет (см. “Ъ” от 20 мая и 10 декабря 2015 года).
Замена «строительного» вице-премьера, вероятно, стала результатом проблем жилищного нацпроекта под руководством Виталия Мутко. Сменивший его на этом посту 54-летний Марат Хуснуллин в 2001–2010 годах был министром строительства Татарстана, а позже приехал в Москву, где стал вице-мэром, курирующим строительство. Среди проектов, которые курировал господин Хуснуллин,— строительство новых дорожных развязок и станций метро, МЦК, реконструкция стадиона «Лужники» к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Только в 2019 году в Москве построено 32 км метро. Пару недель назад господин Хуснуллин заявлял об «абсолютном рекорде по вводу недвижимости в столице: 10,4 млн кв. м, из них 4,5 млн кв. м — жилье». Он же курирует программу реновации старого жилья, которая вызвала неоднозначную реакцию москвичей. «В этой программе так или иначе участвуют крупные девелоперы, включая ПИК, Capital Group, у владельцев которых есть прямой контакт с Хуснуллиным и другими чиновниками стройкомплекса города»,— говорит один из московских девелоперов.
«Период руководства Марата Хуснуллина столичным стройкомплексом отличается устойчивой политикой, которая учитывает интересы как бизнеса, так и горожан,— говорит гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко.— Ему удалось не только нарастить темпы строительства жилья до рекордных уровней, но и существенно модернизировать и упростить взаимодействие власти и застройщиков».
Главе Минстроя Владимиру Якушеву при этом удалось свой пост сохранить. Напомним, он сменил на этом посту Михаила Меня в мае 2018 года, когда правительство переформировалось после президентских выборов. Тогда отрасль досталась министру в весьма непростом состоянии — она переживала кризис с 2015 года. Впрочем, во второй половине прошлого года строительство вновь продемонстрировало рост, хотя на фоне реформы проектного финансирования участники рынка этого не особо ждали. Теперь Владимиру Якушеву предстоит завершить переход от долевого строительства к проектному финансированию и не просто удержать темпы ввода жилья, но и серьезно их нарастить. Президент так и не снизил для Минстроя показатели нацпроекта «Жилье и городская среда», да и конечная цель — 120 млн кв. м к 2024 году — остается неизменной. Эта задача могла бы выглядеть намного проще, если бы прошлогодний рост произошел на фоне полноценной реализации реформы.
Контроль и надзор уходят в Минюст
Константин Чуйченко — второй экс-вице-премьер, которому пришлось уйти на министерский уровень: бывший куратор реформы контроля и надзора в правительстве назначен главой Минюста. Ведомство, в частности, проводит ревизию устаревших требований (например, пересматривая тысячи советских актов). За время работы господина Чуйченко концепция реформы, запущенной еще экс-министром по делам «Открытого правительства» Михаилом Абызовым, заметно изменилась. Так, появилась цель по отсечению с 2021 года устаревших и неактуализированных обязательных требований — так называемая регуляторная гильотина, разработаны два законопроекта (об обязательных требованиях и о госконтроле) вместо уже одобренного в первом чтении проекта о госконтроле, внесенного еще при Михаиле Абызове. Теперь господину Чуйченко предстоит на практике заниматься реализацией собственных идей — на Минюст, в частности, возложено юридическое оформление внедрения новых подходов к КНД в конкретные нормативно-правовые акты.
Дальний Восток остался один
Из «территориальных» ведомств единственным в новом правительстве сохранится Минвостокразвития — сохранил пост и его руководитель, экс-глава Амурской области Александр Козлов. Наиболее заметным событием в его работе в качестве министра стало расширение полномочий его ведомства — в начале прошлого года ему было вверено развитие Арктики.
Если в 2015 году было ликвидировано Минкрыма, то теперь настала очередь Минкавказа — его функции, как отмечается в указе президента, отойдут к Минэкономики. С упразднением ведомства правительство покидает и его глава — Сергей Чеботырев, выходец из администрации президента,— среди членов нового состава правительства его имя не фигурирует. В последние годы деятельность Минкавказа выглядела несколько вялотекущей — ведомство продолжало корректировать госпрограмму развития СКФО, однако она оценивалась как среднеэффективная. Еще при предшественнике Сергея Чеботырева Льве Кузнецове фактически был задан курс на инвестиционное развитие СКФО. Так, экс-министр пытался доказать, что Северный Кавказ может зарабатывать деньги, а не только «выбивать» их. Впрочем, с точки зрения бюджетной политики попытку вряд ли можно назвать удавшейся — по данным на 2019 год, регионы СКФО оставались глубоко дотационными.