«В одной области нескольким суперприложениям ужиться будет сложно»
Антон Циварев, руководитель платформы VK Mini Apps
Почему российские компании увлеклись разработкой супераппов, рассказал руководитель платформы VK Mini Apps социальной сети «ВКонтакте» Антон Циварев.
— Почему все в России начали разрабатывать суперприложения?
— Тренд пришел к нам из Азии. Одна из причин — взрывной рост платформы Mini Programs в WeChat. WeChat стал больше чем мессенджер, он закрывает большое количество потребностей пользователей на протяжении всего дня. Мы видим рост суперприложений в Китае, в Индии, Индонезии.
Идея в том, что проект с большой базой пользователей и высокой частотой использования становится платформой, которая предоставляет доступ к своей аудитории для сторонних компаний, либо для своих же продуктов с низкой частотой использования. А пользователь получает возможность быстро и просто решить свои задачи, начиная от развлечений, заканчивая заказом товаров и услуг. По исследованиям рынка мобильных приложений США мы видим замедление роста числа установленных приложений на мобильном телефоне. О чем это говорит? О том, что возрастают затраты компаний на то, чтобы пользователь совершал полезные действия в новых продуктах. И суперприложения частично решают эту проблему.
— Какое количество суперприложений вы ожидаете на российском рынке?
— Судя по тому, сколько объявило об этом компаний, я насчитываю пять-шесть суперприложений, которые появятся в ближайшие годы.
— Будет ли работать правило «победитель получает все»?
— В первую очередь суперприложения — это про экосистемы. У тех, кто раскрыл планы,— помимо Mail.ru Group, это «Яндекс», Сбербанк, Тинькофф-банк, ВТБ — есть одно или даже несколько приложений, на основе которых они могут сделать суперприложение. Важно понимать, что они различаются между собой как размером, так и характеристиками аудитории и мотивом того, почему приходит пользователь. В любом случае будет конкуренция. Особенно в тех местах, где, допустим, ВТБ и Сбербанк пересекаются. В перспективе, конечно, в одной конкретной области нескольким суперприложениям ужиться будет уже очень сложно.
В России большую долю пользовательских устройств занимают бюджетные модели, у них есть ограничения, связанные с размером памяти, и рано или поздно возникает выбор — стереть какие-то приложения с устройства или дорогие сердцу фотографии и видео, и кажется, что чаще всего выбор падает на приложения, которые редко используют. Поэтому одним из главных свойств становится соотношение занимаемого размера приложения и приносимой пользы.
В Китае WeChat — это сервис, проникающий в социальную составляющую жизни аудитории, AliPay — в первую очередь платежный инструмент, а Baidu — условно китайский Google. Они вместе работают на одном рынке, никто из них не стал еще полноценным монополистом.
— У «ВКонтакте», например, нет приложения, подобного сервису «Яндекс.Лавка», по доставке продуктов питания и товаров FMCG, развивающемуся внутри «Яндекс.Такси». Рассматриваете ли включение подобного продукта?
— Безусловно. Идеальный кейс, когда пользователь проснулся и начал пользоваться продуктами нашей экосистемы, пока не лег спать. Мы концентрируемся на том, чтобы закрывать как можно больше потребностей.
— Какие наиболее популярные мини-приложения на платформе «ВКонтакте»?
— Самые популярные категории по аудитории — это развлечения, покупки, образ жизни, бизнес и финансы. Из крупных можно выделить AliExpress, «Чекбэк» — мини-приложение, которое позволяет возвращать часть денег с покупки продуктов в магазинах партнеров. У McDonald’s есть мини-приложение, где была игровая механика — тогда аудитория достигла 5,5 млн пользователей. Был успешный проект VK Coin, который достиг отметки в 10 млн пользователей за десять дней.