Программная загрузка
Зачем российским IT-компаниям и банкам понадобились супераппы
Mail.ru Group, «Яндекс», Тинькофф-банк, ВТБ и Сбербанк за короткое время фактически объявили гонку по созданию собственных супераппов — мобильных приложений, предлагающих сразу множество товаров и услуг. Подобные сервисы уже несколько лет успешно развиваются в Азии, где закрывают большинство потребностей пользователей. В России же рынок только начал формироваться, но вскоре некоторые его участники смогут получить административную поддержку, когда предустановка их приложений на смартфоны станет обязательной.
Революционеры из Китая
Обычный день 32-летней жительницы Шанхая Сяолэй, работающей главой отдела маркетинга в мебельной компании, начинается в семь утра с просмотра прогноза погоды в мобильном супераппе WeChat. В этом же сервисе она арендует велосипед Mobike для поездки на работу и заезжает на нем в кофейню, оплачивая напиток через QR-код в WeChat Pay. На работе она ведет переписку через десктопное приложение WeChat, в нем же договаривается с коллегами о походе на обед в ресторан, отправляя им ссылку на мини-программу Meituan-Dianping для заказа блюд из меню. Заплатив по общему счету, Сяолэй отправляет коллегам голосовое сообщение с предложением компенсировать затраты и получает деньги на счет в приложении. Вечером Сяолэй через все то же приложение покупает одежду в магазине JD.com. Собравшись купить билеты на самолет в Тайвань, Сяолэй понимает, что ее виза просрочена, и там же заказывает новую через сервис госуслуг. Через одну из функций приложения она отправляет племяннику в подарок на день рождения 888 юаней, с помощью социального функционала высылает фотографии близким друзьям, подсчитывает количество пройденных шагов и, выиграв дневное соревнование по ходьбе, жертвует 2 юаня на благотворительность.
Так в январе 2019 года компания Fabernovel описывала возможности WeChat в своей презентации. WeChat соединяет в себе основные ингредиенты суперприложения: у него есть единая точка входа, бесшовный доступ к различным сервисам и своя платежная система. Запущенное еще в 2011 году приложение официально перешло к созданию собственной экосистемы на базе мини-приложений в 2017 году, имея к этому моменту почти 1 млрд пользователей, и в результате «возглавило революцию суперприложений» в Азии, заключает Fabernovel.
Сейчас мини-приложения на своих платформах развивают и другие компании из Китая, в том числе QQ, Baidu, Alipay, Taobao, Jinri Toutiao и Douyin. В октябре компания Meituan-Dianping, специализирующаяся на доставке еды и покупках, также объявила о развертывании программы мини-приложений для более чем 400 млн пользователей и почти 6 млн продавцов.
Русский WeChat
Суперприложения — логичный этап развития мобильного рынка, отмечает управляющий директор App Annie в регионе EMEA Пол Барнс. Однако в России, как и в Европе в целом, у компаний, пытающихся такие приложения создать, по его словам, «немало препятствий». «В Китае развитие суперприложения WeChat шло органично и опиралось на потребности пользователей и государства, экосистема "интернет в интернете" создавалась несколько лет, в одну платформу встраивалось все большее количество сервисов. В России же есть несколько сильных игроков в каждом сегменте, будь то шопинг, развлечения, игры или финансовые услуги. Как объединить разнообразие услуг и возможностей в одном месте — большой вопрос. Сложно представить, что среднему пользователю будут нравиться все сервисы, входящие в одно суперприложение, а конкурирующие IT-гиганты едва ли будут включать приложения друг друга в единую платформу»,— объясняет он. Россияне, как и большинство пользователей из Европы, предпочитают иметь право выбора, каким именно сервисом пользоваться, считает эксперт. Поэтому, продолжает он, наиболее актуальны сейчас агрегаторы приложений по категориям, которые позволяют сравнивать цены, следить за акциями, мониторить наличие необходимых товаров поблизости: например, все варианты каршерингов в одном месте, все сервисы по доставке еды, все службы такси и т. д.
Шаги к тому, чтобы повторить путь WeСhat в России, и раньше предпринимались различными компаниями. В мае 2016 года на конференции в Сан-Хосе Сбербанк представил чат с возможностью денежных переводов и продажи товаров и услуг компаниями. Уже тогда предполагалось, что сервис станет одним из конкурентов WeChat, писал “Ъ” 12 мая 2016 года. Впоследствии функционал мессенджера был включен в основное приложение Сбербанка под названием «Диалоги», а в минувшем ноябре банк подал заявку на регистрацию торгового знака SuperApp. В Сбербанке пока отказываются уточнить, какие продукты и сервисы будут его использовать, но фактически банк уже идет по пути создания суперприложения, расширяя функционал: например, 30 января у 14 млн пользователей московского подразделения в приложении появилась кнопка «Отправить посылку».
Приложения к бизнесу
Тинькофф-банк заявил о запуске суперприложения 9 декабря — помимо банковских услуг там доступны лайфстайл-сервисы и маркетплейс. Банк предложил партнерам развивать мини-приложения на базе своего супераппа. Так, услуги по записи в медклиники там оказывает сервис «НаПоправку», а в салоны красоты — компания YClients.
«Мы более чем довольны динамикой и темпами развития нашего суперприложения,— сообщила “Ъ” вице-президент по развитию лайфстайл-сервисов Тинькофф-банка Анна Михина.— Мало того, мы даже в какой-то мере оказались не готовы к потоку обращений от новых потенциальных партнеров: нам еженедельно приходят десятки запросов о подключении к сервису, в том числе от крупнейших игроков рынка». По ее словам, проектом интересуются разные компании: от аптечных до киносетей и от сервисов по доставке еды и выгула собак до образовательных платформ. «Мы сейчас ведем переговоры, тестируем новые решения и в срочном порядке расширяем команду, которая работает над проектом. До конца марта мы планируем подключить к нашему суперприложению около 15 новых сервисов»,— сообщила госпожа Михина. Бизнес-модель супераппа заключается в получении комиссионного дохода от партнеров. Тинькофф-банк также планирует оказывать партнерам различные b2b-услуги — привлечь к сотрудничеству и собственную службу доставки, облачный колл-центр, логистических аналитиков, голосовых роботов и т. д.
Социальная сеть «ВКонтакте» также позиционирует свое приложение как суперапп. На нем насчитывается 13 тыс. активных мини-приложений, рассказал руководитель платформы VK Mini Apps Антон Циварев. В 2020 году суперприложение намеревается запустить и ВТБ, планирующий инвестировать в проект более 2,5 млрд руб. Платформа, которую развивает ВТБ, также «будет открыта для сотрудничества». Удалось ли уже привлечь партнеров, в пресс-службе банка не уточнили.
Сейчас для всех участников рынка стоит вопрос, стоит ли строить свою платформу либо лучше остаться частью какой-то другой, отмечает экс-глава «Avito Авто» Сергей Литвиненко. «Здесь главное — кто инициирует создание платформы. Если банк, то, скорее всего, других банков на ней не окажется. Поэтому вопрос в том, какая индустрия как инициатор сможет быть наиболее справедливой к партнерам, чтобы интересы и перспективы платформы были выше, чем возможность получить временное конкурентное преимущество»,— рассуждает он. При этом помимо открытых для партнерства платформ на рынке будут существовать и закрытые. Но позволить себе развивать закрытые платформы может лишь ограниченное количество компаний, которые уже развивают много сервисов, например «Яндекс», отмечает господин Литвиненко.
Действительно «Яндекс», соглашаются в недавнем отчете аналитики HSBC, все сильнее тяготеет к стратегии супераппов. Прелесть концепции в том, что она существенно снизит стоимость привлечения клиентов, поясняют в HSBC. По мнению аналитиков банка, «Яндекс» сможет позволить себе развивать сразу два суперприложения: первое — на базе агрегатора «Яндекс.Такси» и сервиса доставки продуктов «Яндекс.Лавка», а второе — вокруг потребления контента, новостей, видео, развлечений и «Яндекс.Дзена». В самом «Яндексе» не говорят, планируют ли создавать суперапп на базе каких-либо из своих сервисов.
Принудительная загрузка
Помочь отечественным супераппам прописаться в смартфонах граждан скоро сможет государство. По крайней мере ряд сервисов «Яндекса» и Mail.ru Group вскоре должны будут стать обязательными для предустановки на устройства. Проект концепции подзаконных актов к закону об обязательной предустановке уже готов, участники рынка обсуждали ее на совещании с представителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в январе. В проекте указано, что приложения поисковой системы, браузер, а также картографическое и навигационное программное обеспечение должны стать обязательными к предустановке уже с 1 июля 2020 года, отечественные мессенджеры и социальные сети — с 1 июля 2021 года. Вступление требований в силу укрепит позиции крупных, близких к монополизму разработчиков, ослабив небольшие инновационные стартапы, уверен представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов.
Впрочем, в самой ФАС пока что настаивают, что возможности крупных IT-компаний извлечь дополнительную выгоду из предустановки будут ограничиваться. Как следует из концепции, ФАС видит «высокий риск» в том, что предустановка конкретного ПО может иметь негативное влияние на состояние конкуренции. Фактически речь там идет именно о случаях, когда разработчик приложения захочет подтянуть за ним всю свою экосистему, получив таким образом «преимущественный канал распространения иного своего ПО». Предполагается запрет на автоматическую установку ПО, связанного с уже предустановленным, подтвердил “Ъ” заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. «Например, с ПО, обеспечивающим поиск в интернете, нельзя автоматически устанавливать ПО по бронированию билетов или заказа такси»,— пояснил он. Впрочем, если темпы развития российских супераппов сохранятся, к этому моменту все эти услуги уже можно будет получить в одном и том же приложении.