Сами с рулями
Потребители не видят большой нужды в личном беспилотном автотранспорте
Консалтинговая компания Deloitte провела опрос 35 тыс. потребителей, чтобы выяснить, чего они ждут от современных автомобилей. Выяснилось, что в предпочтениях автовладельцев наблюдаются две основные тенденции: отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электромобилей и снижение интереса к автономному транспорту.
В опросе Deloitte приняли участие потребители из 20 стран. Впрочем, в самом докладе представлены данные лишь по шести рынкам — США, Индии, Китаю, Германии, Японии и Южной Корее. Как отмечается в докладе, результаты опроса во многом оказались схожими с данными за 2018 год.
Приватность против автономности
Беспилотные автомобили позиционируются индустрией как безопасный вид транспорта призванный снизить смертность на дорогах. Обеспечить это должны цифровые технологии, в частности обилие датчиков, искусственный интеллект и беспрерывная связь таких автомобилей между собой и с дорожной инфраструктурой. Однако по мере того, как все больше производителей испытывают автономные машины на дорогах общего пользования, увеличивается и число аварий с ними. И каждое сообщение о такой аварии негативно сказывается на настроении автолюбителей.
В США, Японии, Германии и Южной Корее около половины респондентов считают, что беспилотный транспорт небезопасен. В Индии, по данным Deloitte, процент скептиков за последний год вырос с 48% до 58%, а в Китае — с 25% до 35%.
«В России все больше потребителей готовы тратить деньги на "беспилотность", тем самым готовы финансировать затраты производителей на разработку беспилотников,— сообщила “Ъ” партнер Deloitte Татьяна Кофанова.— Однако ключевым опасением респондентов остается безопасность при использовании беспилотных автомобилей в условиях существующей культуры вождения, а также большого количества транспортных средств на дорогах».
При этом в Deloitte понимают «что, помимо пользователей, другими важными участниками процесса развития автоматизированного транспорта в России являются государство и транспортные компании (агрегаторы), которые, в свою очередь, могут быть заинтересованы в снижении эксплуатационных расходов, а также расходов на оплату труда водителей благодаря возникновению и использованию беспилотного транспорта». По оценкам компании, потребители в целом склонны приобрести беспилотник у технологичных компаний или новых автопроизводителей беспилотников, а не у традиционных автопроизводителей».
Отношение потребителей к постоянному подключению авто к интернету неоднозначно. В Индии и Китае подавляющее большинство (80% и 76% соответственно) считают, что интернет в бортовом компьютере — полезная функция. В Корее, Японии и США мнения на этот счет разделились примерно поровну. Немецкие потребители в большинстве своем и вовсе не видят от этой технологии особой пользы.
Доплачивать за наличие интернет-технологий в автомобиле потребители в большинстве своем либо не готовы вовсе, либо согласны лишь на незначительную сумму.
Даже если речь идет о связи автомобиля с другим транспортом и дорожной инфраструктурой или прочих функциях, связанных с безопасностью дорожного движения.
Кроме неудачных испытаний беспилотных авто на скепсис потребителей влияют опасения за безопасность персональных данных, которые могут передаваться автомобилем сторонним лицам и организациям. Обеспокоенность сохранностью своих данных выражают, например, 69% респондентов из Индии и 62% — из Германии. Причем 29% в Германии и 26% в США не доверили бы хранение своих данных никому.
Экономия против экологии
Авторы исследования отмечают, что в последние годы отношение к электромобилям только улучшается. Позитивная динамика наблюдалась как в прошлом году, так и сейчас. Почти на всех рынках растет доля респондентов, которые хотели бы видеть своим следующим автомобилем либо гибридную, либо полностью электрическую модель.
Из представленных в докладе стран, лишь Китай выбивается из этой тенденции. Так, в прошлом году за электромобили или гибридные авто там высказались 65% опрошенных, а в этом — лишь 57%.
Растущая любовь потребителей к электротранспорту объясняется не только заботой об окружающей среде. Помимо снижения вредных выхлопов в атмосферу ключевым фактором при выборе будущего автомобиля называется финансовая сторона вопроса.
Потенциальные расходы стоят на первом месте для жителей Кореи и Японии. В других четырех странах на первом месте стоит забота о климате, но меньшие затраты назывались первоочередной причиной выбора в пользу электромобилей 38% потребителями США и 34% — Китая. Кроме того, опрос Deloitte показал, что потребители всех стран тем охотнее выберут электромобиль, чем выше будут цены на бензин и дизельное топливо.
Авторы исследования также спросили автолюбителей, какие способы борьбы с пробками они считают наиболее эффективными. Самым популярным ответом во всех странах было развитие общественного транспорта. Самой же неэффективной мерой автолюбители считают создание специальных зон, где движение автотранспорта с бензиновым или дизельным двигателем запрещено, или введение дополнительных сборов на загрязнение воздуха.