Хинди руси — арт, арт
Завершилась ярмарка India Art Fair
В Дели завершила работу 12-я ярмарка современного искусства. Она интересна прежде всего тем, что в основном галереи предлагают работы художников из Южной Азии, главным образом из Индии. А поскольку индийское искусство нынче в чести, в этом году ярмарка собрала много важных гостей — коллекционеров, известных кураторов, директоров крупных музеев, включая директора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову, которая анонсировала открытие в Москве большой выставки современного индийского искусства. С подробностями — Игорь Гребельников.
Как показатель пристального интереса к южноазиатской, в частности индийской, арт-сцене можно расценить появление на превью India Art Fair большой делегации попечителей нью-йоркского Museum of Modern Art (MoMA) во главе с директором музея Гленном Лаури. В новой развеске коллекции МоМА художникам из Индии отведено достойное место, и, надо полагать, после этой командировки их работ прибавится.
На специальном приеме, состоявшемся во время ярмарки, большую выставку современного индийского искусства в Москве анонсировала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Экспозиция более чем из 60 работ художников последних десятилетий откроется 17 июня в Западном крыле Новой Третьяковки, а ее сокуратором выступит Рообина Кароде, курировавшая индийский павильон на последней Венецианской биеннале. Та выставка произвела сильное впечатление, особенно учитывая, что Индия впервые участвовала в биеннале после восьмилетнего перерыва (и второй раз — за всю историю). Павильон, показавший работы восьми художников, стал одним из самых обсуждаемых прежде всего благодаря видеоинсталляции Джитиша Каллата. Художник обнаружил письмо Махатмы Ганди к Гитлеру, которое было написано накануне вторжения Германии в Польшу в 1939 году, положившего начало Второй мировой войне: Ганди упрашивает фюрера отказаться от его планов, предупреждая о разрушительных последствиях. Зритель инсталляции Каллата оказывался как бы внутри исчезающего в тумане послания, которое медленно проецировалось сначала на пол, а затем на стену. Еще три художника участвовали в основном проекте биеннале: портреты бездомных Сохама Гупты открывали экспозицию в Арсенале, а об аудиоинсталляции Шилпы Гупты со звучащими стихами ста поэтов, подвергшихся в разное время казням и репрессиям, написали во всех больших обзорах биеннале.
Такой успех «национальной сборной» на главном мировом смотре искусства породил новый виток интереса к индийскому искусству, который умело поддерживают организаторы ярмарки: из 81 галереи на India Art Fair лишь треть были зарубежными. Но зато среди гостей были такие гиганты, как нью-йоркская галерея David Zwirner с гуашами модного канадского художника Марселя Дзаммы по мотивам индийских фильмов (от $15 тыс. до $50 тыс.) и абстрактными скульптурами американки Кароль Бове, их тоже показывали в основном проекте биеннале-2019 (от $120 тыс.). А также берлинская галерея neugerrienscneider с, возможно, самыми дорогими произведениями на ярмарке — новой гигантской бронзовой скульптурой Ай Вэйвэя, точной копией корневища исчезающего вида бразильского дерева, и объектом Олафура Элиассона, огромным тондо из полированных стеклянных сфер, которые меняют окраску с ярко-желтой на черную по ходу движения зрителя. На эти работы галеристы готовы назвать цены только потенциальным покупателям, но очевидно, что это шести-, а то и семизначные суммы.
Впрочем, цены на многие работы, особенно индийских художников, могли привлечь даже начинающих коллекционеров. Скажем, $250 за небольшие черно-белые «пейзажи настроения» титулованного фотографа Дайаниты Сингх (White Gallery), или $500 за «веселенькие» акварели на феминистскую тематику Сонал Варшнейи (галерея Art House), или $900 за сложно обработанные, раскрашенные фотопортреты Мадхубана Митры и Манаса Бхатачарайи (они используют старые, случайно найденные фотографии анонимных авторов; галерея Photoink). Ну или, скажем, $3,8 тыс. за большой, филигранно исполненный гуашью в традиционной индийской технике «сказочный» пейзаж Лакшмиприйи Паниграхи (галерея Anant Art).
Тут важно пояснить специфику современного индийского искусства, следующего не только современным формам, но и традиционным техникам, что называется, декоративно-прикладного искусства, требующим кропотливого ручного труда. Конечно, эти трудоемкие произведения так или иначе связаны с современной проблематикой, будь то экология, иммиграционный кризис или гендерные вопросы. Но при всем том эти работы цепляют как исполнением, так и экзотической метафорикой, связанной с растительной или животной образностью, которая восходит к местному фольклору и индуистской мифологии. Скажем, ни на какой другой ярмарке не встретишь столько работ с цветочными мотивами, но их очевидная декоративность может выражать самые неожиданные идеи. Так, например, картины Сумакши Сингх в виде растений, выполненных из тончайшего кружева ($14,1 тыс., галерея Exhibit 320),— напоминание о садах, которые переживают своих создателей. Или яркие, с позолотой большие скульптурные головы индийского классика Равиндера Редди, отсылающие к каноническому изображению Будды (их можно было встретить на нескольких стендах; от $77 тыс.),— художник давно воздает таким образом почести женскому мастерству самоукрашения, подобный бюст участвовал в основном проекте III Московской биеннале современного искусства, который курировал Жан-Юбер Мартен.
Вообще, на ярмарке было много самой разнообразной скульптуры: от большой подборки фигуративных бронз признанного классика К. С. Радхакришнана до китча вроде мужской фигуры, собранной из циферблатов наручных часов (Валай Шенде), или Махатмы Ганди в образе Бэтмена (Дебаньян Рой). Тон, впрочем, все равно задавали работы на злобу дня вроде гигантского скульптурного ожерелья Джиджи Скариа ($13 тыс., галерея Anant Art), которое при ближайшем рассмотрении оказывается собранным из отлитых в бронзе палаток лагеря беженцев. Композиции из глиняных головных портретов Гирьеша Кумара Сингха, похожих на археологические артефакты, прикреплены к обломкам разрушенных кирпичных стен: работа обращена к проблеме бездомных, они же и выступили моделями ($46 тыс., галерея Rukshaan Art).
Могло показаться странным отсутствие скульптур самого известного современного индийского художника — любимца богатейших коллекционеров Субодха Гупты, чьи гигантские изваяния из полированной кухонной утвари украшают многие музейные выставки и фестивали. Но, похоже, публика не скоро увидит его новые работы: в прошлом году с анонимного аккаунта в Instagram художника обвинили в сексуальных домогательствах, он подал в суд на соцсеть, и в итоге Верховный суд Индии обязал удалить якобы порочащие сведения. Но вскоре, после встречного иска, свое решение отменил, приняв во внимание общественную значимость предполагаемого преступления.
Кстати, обвинения прозвучали и в адрес других деятелей из мира искусства: глава индийского представительства Sotheby’s уже лишился своего поста, да и Гупта сложил с себя полномочия сокуратора последней биеннале в Кочине (этому предшествовала акция на биеннале знаменитой феминистской группы Guerrilla Girls, поддержавшей жертв). Судебный процесс в связи с этой историей продолжается: в Instagram публикуют обвинительные признания жертв, пока что скрывающих свои имена. Примечательно, что первый скандал в связи с сексуальным харассментом со стороны очень знаменитого художника разразился в Индии: сексуальное насилие там — одна из злободневных проблем, но надо отдать должное тамошнему арт-сообществу, которое оказалось прогрессивным и на этом фронте тоже.