Быстрый демографический переход
Какие уроки может извлечь Россия из опыта других стран
В течение ближайших десятилетий Россию, как и ряд других стран мира, ожидает дальнейшее старение населения наряду с сокращением рождаемости и смертности. Эти изменения повлекут за собой долгосрочные социально-экономические последствия, которые, как полагает в статье для “Ъ” директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ Рено Селигманн, окажут существенное влияние на рынки труда, системы здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также на рост экономики.
Я недавно приехал вновь в Россию после более чем двадцатилетнего отсутствия и увидел совсем не ту страну, откуда вернулся в конце 1990-х годов. За это время Россия прошла просто невероятный путь развития. И все же перед страной по-прежнему стоят серьезные вызовы, и задача Всемирного банка заключается в том, чтобы помочь России победить бедность и добиться всеобщего благосостояния, последовательно вырабатывая ответы на эти вызовы.
Численность населения России достигла своего максимума в начале 1990-х годов, когда она составляла около 148 млн человек, но с учетом современных тенденций к 2050 году численность россиян сократится до 136 млн вследствие низкой рождаемости и относительно высокой смертности. При этом несмотря на то, что за последние десять лет средняя ожидаемая продолжительность жизни в России увеличилась с 67,9 до 72,9 года, она по-прежнему намного ниже среднего уровня стран ОЭСР (80,6 года).
Однако наиболее острой проблемой является стремительное старение населения России, которое произойдет в течение жизни двух следующих поколений. Доля населения в возрасте старше 65 лет составляет в России около 15%, и это почти в два раза выше среднемирового показателя, равного 9%. А по данным ООН, к 2050 году доля граждан старше 65 лет достигнет в России 23% при среднемировом показателе 16%. Следовательно, по прогнозам, к 2050 году трудовой потенциал страны (доля населения в возрасте от 20 до 64 лет) сократится с 61% общей численности населения до 55%.
Для России это будет иметь важные последствия: странам, где происходит быстрое сокращение численности населения трудоспособного возраста, нередко приходится прилагать немалые усилия, чтобы сохранить темпы накопления физического и человеческого капитала, необходимые для развития экономики. К тому же в странах с более старым населением наблюдается тенденция к росту неравенства, поскольку состояние здоровья и ожидаемая продолжительность жизни людей определенным образом связаны с уровнями образования и доходов. Кроме того, это окажет существенное влияние на позиции России в мире.
Однако не только Россия сталкивается с подобными вызовами. Итак, какие уроки она может извлечь из опыта других стран?
Пролить определенный свет на эту проблему может, например, опыт Японии, Швеции и Финляндии. Япония, страна с самой высокой в мире долей населения старше 65 лет, взяла на вооружение комплексный подход к решению своих демографических проблем.
Одна из ее инициатив заключается в стимулировании роста рождаемости за счет мер, направленных на то, чтобы людям было легче растить детей: для этого выделяются средства на создание новых детских дошкольных учреждений, снижается стоимость обучения и улучшаются жилищные условия семей. Россия уже сейчас работает в этом направлении. Другая инициатива направлена на повышение уровня экономической активности женщин и предусматривает внедрение инновационных технологий как способа повышения производительности труда, снижения бремени ухода за членами семьи и минимизации расходов на оказание медицинской помощи.
А с учетом того, что более здоровые граждане имеют больше возможностей работать в течение более длительного периода времени, были разработаны программы по охране здоровья пожилых людей. Япония повысила пенсионный возраст (что недавно сделала и Россия) и сейчас ослабляет иммиграционные ограничения, чтобы увеличить численность своей рабочей силы.
Швеция занимает второе место в мире по доле пожилого населения и понимает, что для удовлетворения возросших потребностей в рабочей силе ей необходимо привлекать больше трудовых мигрантов. Швеция также принимает меры в поддержку активного долголетия, включая совершенствование подходов к оказанию медицинской помощи при хронических заболеваниях.
Очень серьезный вызов стоит перед Финляндией, где долгосрочные темпы роста экономики упали до 1,5% (во многом вследствие стремительного старения населения). В связи с этим страна ищет инновационные подходы к оказанию услуг по долгосрочному уходу, включая содействие в создании самоуправляемых учреждений для пожилых людей, внедрение современных технологий для расширения практики дистанционного предоставления помощи и поддержку лиц пожилого возраста за счет организации виртуальных визитов к медсестрам и врачам. Аналогично Японии и Швеции Финляндия хочет увеличить приток трудовых мигрантов, чтобы компенсировать резкое сокращение своей рабочей силы.
Какие главные выводы может сделать Россия, чтобы дать достойный ответ на демографические вызовы?
Первый вывод — это необходимость привлечения трудовых мигрантов. В странах Западной, Южной и Северной Европы с высоким уровнем доходов и стремительно стареющим населением мигранты обеспечивают рост населения трудоспособного возраста и значительно увеличивают численность рабочей силы. В ближайшие годы России необходимо обеспечить приток трудовых мигрантов, особенно высококвалифицированных. В то же время нужно тщательно управлять этим процессом и адаптировать его к российским реалиям, чтобы не допустить роста общественного недовольства мигрантами.
Второй вывод — это необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал молодежи, то есть в образование и здоровье молодых людей, чтобы, став взрослыми, они были более продуктивными и здоровыми гражданами, которые могли бы, хотя бы частично, компенсировать сокращение доли россиян трудоспособного возраста.
Третий вывод — это необходимость обеспечения активного долголетия. Притом что Россия добилась значительного прогресса в увеличении ожидаемой продолжительности жизни, главное в этом вопросе — ожидаемая продолжительность здоровой жизни. К сожалению, ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России на десять лет меньше среднемирового показателя. Именно поэтому здоровье людей необходимо поддерживать за счет профилактики и оказания первичной медико-санитарной помощи. Это также будет способствовать ограничению общего объема национальных расходов на здравоохранение.
Последний, но не менее важный вывод заключается в том, что использование технологий для удовлетворения потребностей стареющего населения приобретает все большее значение. Акцентируя внимание на цифровизации, как это происходит сейчас, Россия может получить такие же возможности для повышения производительности и увеличения доли экономически активного населения, как Япония и Швеция.
Скорректировав свою экономическую политику и поведение граждан, Россия сможет значительно ослабить воздействие крупномасштабного демографического перехода на долю экономически активного населения, уровень заболеваемости и экономический рост в ближайшие десятилетия.
И в этом случае если кто-то уедет из России сегодня и вернется в 2045 году, то сможет увидеть процветающую страну с высоким уровнем доходов, многочисленной рабочей силой и низким уровнем неравенства, поскольку демографическая ситуация далеко не всегда определяет судьбу государства при правильной политике и изменении поведения людей в нужном направлении.
Как Всемирный банк оценил истинное благосостояние российских граждан
Подушевое богатство среднего россиянина составляет лишь четверть от показателя развитых стран, говорится в исследовании Всемирного банка «Насколько богата Россия». В данном случае богатство включает в себя оценку человеческого капитала, природных ресурсов, произведенного капитала, а также чистых зарубежных активов. Стагнация реальных доходов и падение нефтяных цен замедлили ранее весьма ощутимый рост этого показателя. Теперь, в частности, чтобы догнать страны ОЭСР по размеру человеческого капитала, России нужно 100 лет.