Газ поставили на карту
В развитие сети АГНКС на Кубани будет вложено 1,7 млрд рублей
В Краснодарском крае утверждена «дорожная карта» развития рынка газомоторного топлива на период до 2022 года, предусматривающая более чем двукратное увеличение количества компрессорных заправочных станций. Объем финансирования составит 1,7 млрд руб. По оценке экспертов, для Кубани как для курортного региона расширение использования компримированного природного газа — актуально, однако процесс сдерживают консерватизм потребителей и технологические ограничения авторынка.
Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края опубликовало на официальном сайте администрации региона приказ «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию рынка газомоторного топлива (ГМТ) в регионе на 2020–2022 годы». Как следует из документа, к концу 2022 года в крае в дополнение к действующим 18 автомобильным газовым наполнительным компрессорным станциям (АГНКС) должны быть построены еще 26. Также в крае появятся 12 модулей по заправке газом на существующих АЗС (сейчас работают два модуля). Ежегодное потребление компримированного природного газа (КПГ) в регионе к концу 2022 года предполагается довести до 130 млн м3/ч, сообщает министерство ТЭК и ЖКХ.
Глава региона Вениамин Кондратьев, комментируя “Ъ-Юг” планы региона по развитию рынка газомоторного топлива, сообщил, что объем финансирования проекта составит 1,7 млрд руб. По его словам, через три года в муниципалитетах Кубани появится более 40 заправочных станций на газе, планируется перевод на газомоторное топливо около 9 тыс. единиц техники.
«Для нас это и экология, и экономика»,— сказал господин Кондратьев, отметив, что программа реализуется совместно с Минэнерго России, у проекта есть серьезная поддержка «Газпрома» и лично председателя совета директоров компании Виктора Зубкова.
В ООО «Газпром газомоторное топливо», которое является партнером проекта, не стали комментировать планы администрации Краснодарского края по развитию рынка ГМТ.
По оценке Алексея Калачева, аналитика ГК «Финам», расширение использования компримированного природного газа актуально для Краснодарского края как для курортного региона.
Он отмечает, что программа развития рынка газомоторного топлива продвигается в РФ на самом высоком уровне. «Установлены контрольные сроки и цифры, из бюджета выделены средства. Региональные власти участвуют в федеральной программе, разрабатывая соответствующие планы и дорожные карты»,— подчеркнул эксперт. По его мнению, сдерживающими факторами в проекте являются подорожание импортного оборудования при недостатке предложения отечественного, а также консерватизм потребителей.
По мнению Ильи Жарского, управляющего партнера экспертной группы Veta, КПГ — это «топливо ненаступившего будущего, которое имеет скромные перспективы».
«Спрос на КПГ ограничивается возможностью использования сжиженного газа в качестве газомоторного топлива в частном секторе. В России зарегистрировано около 150 тыс. транспортных средств, работающих на КПГ, при том что всего легковых и легких коммерческих автомобилей насчитывается более 43,5 млн. Транспортные средства на КПГ — в большей части дооснащенные, несерийные машины. Ни у одного из представленных на российском рынке производителей, за исключением группы ГАЗ, в актуальной линейке нет моделей, созданных специально для работы на КПГ. Рост предложения производителей газомоторного топлива не решит проблемы низкого спроса, так как он ограничен технологически»,— отметил аналитик. Господин Жарский отмечает, что для производителей КПГ до недавнего времени самой перспективной нишей считался общественный транспорт, но сейчас ситуация меняется. «Пока создавались концепции стимулирования перевода парков муниципальных перевозчиков на сжиженный газ, технический прогресс не стоял на месте, и на сегодняшний день в нашей стране на конвейер поставлено производство автобусов на литий-ионных аккумуляторах»,— пояснил эксперт.
О том, как развивают сеть АГНКС в Ростовской области — в материале “Ъ-Юг“ «Вот тебе газ»