К одежде подшивают маркетплейс
Операторы fashion-рынка запускают новые каналы продаж
На фоне сокращения fashion-рынка в России продавцы одежды и обуви начали искать новые способы поддержать продажи. Так, ряд игроков планируют запуск маркетплейсов, где будет представлены товары и других поставщиков. У ритейлеров могут возникнуть трудности с выстраиванием логистики и привлечением продавцов, предупреждают эксперты.
Сразу несколько продавцов одежды, обуви и аксессуаров планируют запустить собственные маркетплейсы. Об этом “Ъ”, в частности, сообщили представители BNS Group (развивает магазины под брендами Calvin Klein, Michael Kors, Karl Lagerfeld и пр.), Boardriders (сети Quiksilver, DC Shoes) и «Трейд менеджмент» (Lady & gentleman City, Armani Exchange). В Boardriders уточнили, что одноименная площадка должна запуститься этим летом. Там будет представлен в числе прочего товар от других продавцов — Gnu Snowboards, Roxy Snowboards и пр. Запуск платформы позволит привлечь новую аудиторию, ожидают в Boardriders. В BNS Group и «Трейд менеджмент» подробностей проектов не предоставили.
215 миллиардов рублей
были онлайн-продажи одежды и обуви в России за июль 2018 года — июнь 2019 года, по данным Data Insight и Lamoda
В прошлом году продажи одежды, обуви и аксессуаров в России сократились впервые с 2015 года. По оценкам Fashion Consulting Group, оборот рынка снизился на 3–4% год к году, до 2,26–2,29 трлн руб. При этом интернет-продажи этой категории товаров растут. Так, оборот Wildberries в 2019 году увеличился на 88%, до 223,5 млрд руб., 67% из которых пришлось на одежду, обувь и аксессуары. У Ozon продажи категории выросли на 122%, сообщили в компании.
Как отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, желание операторов дополнительно заработать на онлайн-продажах вполне обоснованно: «У всех перед глазами удачные примеры, например, площадки Lamoda, которая сохранила конкурентоспособность и сократила убытки благодаря маркетплейсу». Но у традиционных ритейлеров в данном случае могут возникнуть проблемы с отслеживанием товара на всех этапах — от оформления заказа до его выдачи, предупреждает он.
В Wildberries подтверждают, что лояльность аудитории площадки будет зависеть от того, как выстроена логистика. Сбои в сроках доставки или комплектации товаров серьезно отражаются на имидже маркетплейса, и решить эту проблему можно только создав собственную инфраструктуру, указывают там. Представитель Ozon Мария Заикина добавляет, что кроме незаметной для клиентов логистики ритейлерам предстоит создать удобную для продавцов маркетплейса платформу для работы. Кроме того, у новых площадок могут возникнуть сложности с привлечением поставщиков, для которых существующие маркетплейсы уже становятся основным каналом сбыта, отмечает господин Бурмистров.
Партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин считает, что в случае с продавцами одежды, обуви и аксессуаров стоит говорить не о полноценных маркетплейсах, а о бесконечных «виртуальных полках». Но если ритейлеры не размоют фокус потребителей, добавив слишком дорогие и слишком дешевые товары, смогут поддерживать должное качество и приемлемые цены, такие площадки помогут им нарастить средний чек, отмечает он.
ГК «Обувь России» (сети Westfalika, «Пешеход» и др.) планирует запуск своего онлайн-маркетплейса уже в марте, сообщил представитель группы. По его словам, на площадке будут представлены не только одежда, обувь и аксессуары, но и крупногабаритные товары, например, бытовая техника, товары для дома и сада и пр. На первом этапе маркетплейс будет запущен в сибирском регионе: Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Омске и др. В группе «М.Видео—Эльдорадо», которая запустила свой маркетплейс goods.ru в Новосибирске в начале 2020 года, фиксируют активный рост заказов в регионе. Но там отмечают, что некоторые категории бытовой техники и товаров для дома требуется доставлять из Москвы или Санкт-Петербурга, что способствует их удорожанию и замедляет процесс развития.