Трупповые резервы
Театр оперы и балета заявил о дефиците кадров
Руководство Пермского театра оперы и балета, который недавно покинул худрук Теодор Курентзис с частью коллектива, вчера заявило об острой нехватке театральных работников — от артистов до директоров. При этом, по данным руководства, дефицит кадров сейчас наблюдается во всей отрасли. Для преодоления кризиса Пермская опера планирует самостоятельно выпускать необходимых специалистов, открыв свою кафедру в Высшей школе экономики. В «Театре-Театре», напротив, с такой проблемой не сталкивались, и говорят, что штат забит под завязку.
Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского откроет на базе пермского филиала Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) собственную базовую кафедру и запустит прикладную образовательную программу по подготовке менеджеров театральных и фестивальных проектов. Об этом сообщили вчера на пресс-конференции директор Пермской оперы Андрей Борисов и главный режиссер театра Марат Гацалов. Разработка данного образовательного направления — одно из стратегических решений для преодоления «кадрового апокалипсиса», с которым, по словам Марата Гацалова, сегодня столкнулись руководители российских оперных театров.
«Открытие кафедры важно для нас, потому что мы испытываем голод в сфере управленцев. Известно, что сегодня возникают большие проблемы с тем, чтобы найти директора театра, вместе с этим профессионалов среднего менеджерского уровня (продюсеров и прочих) тоже не хватает. Однако Пермская опера имеет ресурсы и базу, от которой можно отталкиваться, чтобы формировать таких специалистов»,— заявил Андрей Борисов.
Дефицит кадров, по словам руководства театра, наблюдается не только в управленческой, но и творческой среде. Для решения этой проблемы театр заключил трехлетнее соглашение о сотрудничестве с филармонией в Зальцбурге. Согласно ему, культурные учреждения будут объединять творческие коллективы для масштабных проектов, создавать совместные постановки, приглашать по взаимному обмену режиссеров и артистов. Также подписан договор о сотрудничестве с зальцбургской консерваторией «Моцартеум» — ее студенты будут проходить практику в Пермском театре оперы и балета, принимать участие в его постановках.
Сейчас разрабатываются проекты подобных соглашений с Российской академией театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) и Мариинским театром. На договор с последним у Пермской оперы амбициозные планы — руководство театра заявило, что намерено не только привозить в Пермь санкт-петербургские постановки, но и показывать пермские спектакли в Мариинке и ее филиалах.
Отметим, о нехватке кадров в пермском театре заявили после ухода худрука Теодора Курентзиса. В прошлом году с ним ушла часть коллектива, прежде всего, из его проекта MusicAeterna.
В Пермском академическом «Театре-Театре» нехватку работников не ощущают. «Ни режиссеры, ни артисты нам не требуются, из вакантных ставок — только уборщица. С чем связан такой дефицит кадров в Театре оперы и балета, не могу объяснить»,— сказал „Ъ-Прикамье“ исполнительный директор «Театра-Театра» Анатолий Пичкалев, который ранее занимал эту же должность в Пермской опере.
Что касается репертуара Театра оперы и балета на ближайшие два сезона, упор будет сделан на молодых российских режиссеров и композиторов. Десятые годы были посвящены продвижению европейской режиссуры — Ромео Кастеллуччи, Боба Уилсона, Теодороса Терзопулоса и других. Сейчас театр намерен инвестировать в открытие новых театральных имен среди соотечественников. В 2020–2021 годах состоятся премьеры оперы «Любовь к трем апельсинам» в постановке Филиппа Григорьяна, спектакля «Кармен» Константина Богомолова и «Иоланты» Марата Гацалова. В сезоне 2021/22 театр представит «Саломею» в трактовке Евгении Сафоновой, «Фауста» Василия Бархатова и «Лулу» Максима Диденко. Главный режиссер Пермской оперы подчеркнул, что это не означает резкую смену художественной политики театра — контакты с зарубежными культурными деятелями прерваны не будут, сотрудничество с ними в планах есть, с Теодором Курентзисом в том числе.