ФНС подключают к росту экономики
Минфин предлагает ей заняться превращением льгот в инвестиции
Федеральная налоговая служба (ФНС) помимо привычной роли обеспечения доходов бюджета займется решением задач экономического роста, сообщил 20 февраля на коллегии ведомства глава курирующего его Минфина Антон Силуанов. Минфин планирует привлечь налоговиков к стимулированию инвестиций, увязав предоставление налоговых льгот с направлением высвобожденных средств не на дивиденды, а в капитальные вложения. Глава же службы Даниил Егоров на первой своей коллегии в этом качестве подтвердил планы по развитию системы налогового мониторинга и цифровых сервисов ФНС, способных конкурировать с рыночными игроками в предоставлении электронных услуг.
Как заявил на годовой коллегии ФНС глава Минфина Антон Силуанов, помимо фискальных целей налоговикам предстоит принять участие в решении экономической задачи по стимулированию инвестиций. По его словам, службе предстоит «тщательно» работать с перечнем налоговых льгот. «Мы в министерстве финансов вместе с ФНС отрабатываем новый подход работы со льготами: получил льготу — высвобождаемые средства направь на инвестиции,— сообщил глава Минфина.— Этой задаче будет посвящен этот год — выстраиванию отношений с налогоплательщиками, с тем чтобы те ресурсы, которые получают налогоплательщики из-за преференций, предоставленных государством, направлялись не на дивиденды, а в экономику».
Детали проекта пока неизвестны — как и меры к тем, кто предпочтет не возвращать деньги в экономику,— но оценкой эффективности налоговых льгот Минфин занимается на протяжении последних лет. Так, в 2019 году правительство утвердило требования к порядку и критериям оценки эффективности льгот, предоставляемых регионами и муниципалитетами, оценивать налоговые скидки также предполагается с участием ФНС (см. “Ъ” от 28 июня 2019 года). Основная идея Минфина в этой области описывается как концепция «налоговых расходов» — льготы воспринимаются в этой логике как траты бюджета и должны обеспечивать достижение целей, на которые направлены, или отменяться.
В остальном задачи ФНС в 2020 году, как следует из выступления нового главы службы Даниила Егорова, сохранятся. В частности, для крупных компаний ФНС ожидает расширения применения режима налогового мониторинга.
Для этого годовой порог по обороту должен быть понижен с 3 млрд руб. до 2 млрд руб., а по объему налоговых платежей с 300 млн руб. до 200 млн руб., ускорен будет и возврат НДС и акцизов — фактически он перейдет в режим реального времени. Смягчит служба и режим вынесения мотивированного мнения при возникновении у нее претензий к плательщикам — сначала налоговики будут обращаться к ним за разъяснениями.
Также новый глава намерен «сделать службу не просто сервисной, а цифровой сервисной компанией». При этом, по словам господина Егорова, ФНС должна конкурировать и сравнивать себя не с госорганами, а с крупными игроками на рынке предоставления электронных услуг, контролируя на своей стороне все больше фискальных функций и освобождая налогоплательщиков от бремени исчисления налогов, подготовки отчетности и рисков совершения ошибок. Одним из сервисов станет калькулятор для расчета наиболее выгодного режима для бизнеса при переходе с единого налога на вмененный доход (ЕНВД, его срок действия заканчивается в 2020 году). Обеспечение бесшовного и комфортного перехода налогоплательщиков на новые налоговые режимы и системы налогообложения значится в основных задачах службы на 2020 год.
Напомним, в последние годы ФНС окончательно закрепила за собой положение основного источника бюджетных доходов — как отметил господин Егоров, за 2019 год служба обеспечила 76% доходов бюджетной системы. Ненефтегазовые доходы выросли на 12,2% (плюс 1,87 трлн руб.). Драйверами роста традиционно выступили НДС и налог на прибыль, по НДС поступления увеличились на 19%, при этом рост ставки обеспечил не более 40% от прироста поступлений, основной эффект дало качество налогового администрирования. По налогу на прибыль организаций поступления выросли на 11%. Показатели федерального бюджета, которые в течение года были скорректированы в сторону увеличения на 230 млрд руб., исполнены на 100,5%, дополнительно поступило 66 млрд руб. Количество выездных проверок в 2019 году снизилось на 34% — теперь ФНС проверяет одну компанию из тысячи.