Регионы сократили долги и профициты
Мониторинг государственных финансов
За 2019 год объем государственного долга российских регионов снизился еще на 4% и опустился почти до уровня докризисного 2014 года. При этом, отмечается в исследовании агентства АКРА, «рост доходов замедляется, но пока обеспечивает снижение долга», из 85 регионов РФ объем долга снизили 68, у 12 субъектов он, напротив, вырос, а у пяти остался без изменений. Суммарно по итогам года регионы остались в профиците, хотя по сравнению с 2018 годом этот показатель сократился более чем в 30 раз (до 15,5 млрд руб. против 491,5 млрд руб.).
Как сообщал Минфин, на 1 января 2020 года объем госдолга субъектов РФ был равен 2,113 трлн руб. Годом ранее, на начало 2019-го, он был на 93 млрд больше — 2,206 трлн руб. Разбивка регионального долга по видам обязательств на 1 января была такова: на государственные ценные бумаги приходилось 589 млрд руб., на банковские кредиты — 576 млрд руб., на бюджетные кредиты центра — 877 млрд руб. Также в составе долга — госгарантии на 45 млрд руб., «иные долговые обязательства» на 79 млн руб. и внешний долг на 26 млрд руб. в рублевом эквиваленте.
В АКРА обращают внимание на то, что по итогам прошлого года доля облигаций в структуре госдолга регионов впервые оказалась выше, чем доля банковских кредитов. Это, впрочем, не говорит о том, что территории стали активнее выходить на рынок облигаций (к чему их призывает Минфин),— объем размещений остался на уровне 2018 года. Изменение структуры долга случилось из-за меньшего спроса на кредиты банков. Их стоимость относительно размера ключевой ставки в среднем выросла. В 2019 году ставки снижались вслед за этим индикатором ЦБ, поскольку, как правило, жестко привязаны к нему. Однако поквартальный средневзвешенный спред процентной и ключевой ставок в 2019 году был большим, чем в 2018-м, то есть коммерческие кредиты фактически стали дороже.
По оценке АКРА, планируемый в 2020 году регионами рост долга (без учета Москвы) составит примерно 220 млрд руб. При этом в агентстве отмечают, что первоначальные прогнозы, как правило, консервативны, и не ожидают реального прироста долга в таком объеме. Остатки временно свободных средств регионов все еще высоки и могут позволить профинансировать возможные дефициты, не прибегая к масштабным заимствованиям.