«Сейчас недостаточно иметь только конкурентные ставки по кредиту»

Александр Чернощекин, старший вице-президент Промсвязьбанка

Можно ли конкурировать с крупными банками за клиентов и как должен распределяться доход от различных видов бизнеса, рассказывает глава дирекции среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка (ПСБ) Александр Чернощекин.

Фото: Предоставлено пресс-службой ПСБ банка

— Могут ли доходы банка от работы с малым бизнесом догнать доходы от работы с крупным?

— Если взять экономику страны, то с точки зрения масштабов корпоративный бизнес занимает основную часть, а малый бизнес дает меньше 20% ВВП. И в классическом банке соотношение крупного и малого бизнеса должно быть примерно таким же, как в экономике страны. Дальше уже начинаются индивидуальные особенности стратегии. Но сейчас у нас значительно больше малого и среднего бизнеса в доходе банка, чем та доля, которую он дает в ВВП.

— За счет чего можно конкурировать с другими банками?

— Когда мы говорим о массовом привлечении, а ПСБ открывает в месяц около 18 тыс. новых счетов компаниям, работают технологии. Чтобы конкурировать с другими игроками банковского рынка, нужны скорость, более гибкий подход и талантливые сотрудники. Когда продажа банковских продуктов идет через онлайн-каналы, важны умение управлять электронным каналом и узнаваемость бренда.

— Откуда вы берете большие данные?

— У сотовых операторов, поисковиков, в социальных сетях — все они в той или иной степени готовы сотрудничать. Стоимость открытия счета в цифровом канале за последний год в ПСБ снизилась на 54%, а счетов стали открывать больше на 38%. Это удается благодаря развитию технологий, мы оптимизируем наши системы и алгоритмы.

После нашей инициативы разрешить оценку рисков клиентов МСБ на основе их трансакционной активности были внесены изменения в положение 590-П, и мы начали строить платформу, которая анализирует большие данные для выдачи кредитов. У нас есть продукт «Без бумаг», когда клиент заходит к нам на сайт, оставляет заявку и мы в течение трех часов даем ответ. Если кредит одобрен, ему открывается расчетный счет, и после согласия клиента получить деньги он сразу видит их на счете. За последний год мы выдали более 6 тыс. кредитов, что позволило вырастить портфель онлайн-кредитования на 80%. В этом году мы планируем распространить эту технологию на суммы до 150 млн руб.

— На чем вы больше всего зарабатываете — на комиссионных, процентах по кредитам, остатках на счетах?

— В сегменте малого бизнеса банки исторически зарабатывали на счетах «до востребования», на комиссиях за обслуживание. Этому способствовали высокая ключевая ставка и уровень ставок по депозитам. Когда в банке формируются остатки «до востребования», то он на них зарабатывает деньги, и нет особой необходимости в кредитовании МСБ.

Однако в 2016 году тенденция поменялась: ставки стали снижаться. В результате этого зарабатывать на пассивах стало труднее. Банки стали смещать бизнес-модели в сторону кредитования. Доля доходов от кредитов стала расти. В последние годы мы делаем ставку именно на кредитные операции.

— Но пока на первом месте доходы от остатков на счетах?

— Количество клиентов МСБ, которые берут кредит, в разы меньше, чем число клиентов, обсуживающихся в банке. Мы каждый месяц проводим опросы, и один из наиболее популярных ответов бизнеса на тему кредитования: «Нам не нужен кредит». Так отвечают около 70% опрошенных на протяжении более чем двух лет.

— Почему?

— Разное отношение к бизнесу, к риску. Если ты понимаешь, какой спрос на продукцию, и знаешь, что он не растет, то кредит тебе объективно не нужен.

— Но ставки сейчас уже достаточно низкие для повышения спроса?

— По ставкам мы очень активно приближаемся к странам с развитой экономикой и более низкой инфляцией. Поэтому вопрос скорее к объему кредитного спроса. Если бизнес видит, что он может продать больше, то возьмет кредит и произведет больше продукции. Малый бизнес в основном ориентирован на работу с физическими лицами, конкретными потребителями, соответственно, если покупательная способность населения не растет, то и выручка малого бизнеса не увеличивается.

— Есть план роста портфеля кредитов в 2020 году?

— Кредитование МСБ — одно из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений. А учитывая тот факт, что на рынке шесть основных игроков, на которых приходится около 90% кредитов, уровень конкуренции очень высокий. Сейчас недостаточно иметь только конкурентные ставки по кредиту. Необходимо также предлагать сервис для кредитных клиентов, а значит, развивать технологии и сокращать сроки принятия кредитного решения. В 2020 году мы хотим занять нишу банка одновременно надежного, технологичного и с хорошим качеством сервиса.

— Новым клиентам точно не откуда взяться?

— Мы ожидаем, что рынок кредитования будет расти за счет нацпроектов, на которые государство готово потратить несколько триллионов рублей. Часть этих заказов по цепочке дойдет до малого бизнеса, за счет чего сформируется дополнительный спрос на кредиты.

Мы прошли кризисы 2009–2010, 2014–2015 годов и знаем, как ведут себя портфели, и поэтому не верим во взрывное кредитование, но понимаем, что органически за счет снижения ставки рост будет, потому что большее количество компаний сможет взять кредит.

Интервью взял Максим Буйлов

Дело за малым и средним

Почему МСБ выглядит самым перспективным сегментом для банков

Читать далее

Вся лента