ОПЕК+ демонстрирует неясные симптомы
Россия хочет минимизировать свое участие в сокращении добычи
Россия может присоединиться к инициативе Саудовской Аравии по дополнительному сокращению добычи нефти на фоне падения цен ниже $50 за баррель из-за страха перед коронавирусом. До сих пор РФ не считала новое сокращение добычи целесообразным, но 1 марта президент Владимир Путин собрал срочное совещание в преддверии саммита ОПЕК+ и заявил, что считает текущие цены на нефть приемлемыми. По мнению аналитиков, РФ согласится на новое сокращение, если Саудовская Аравия возьмет основную часть на себя.
Президент Владимир Путин 1 марта провел срочное совещание с руководством макроэкономического блока правительства, ЦБ и нефтекомпаний по поводу того, как Россия должна реагировать на падение цен на нефть ниже отметки $50 за баррель Brent. Присутствовали первый вице-премьер Андрей Белоусов, помощник президента Максим Орешкин, курирующий ТЭК вице-премьер Юрий Борисов, глава Минфина Антон Силуанов и Минэнерго Александр Новак, глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Также были руководители «Роснефти» Игорь Сечин, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Татнефти» Наиль Маганов и первый вице-президент ЛУКОЙЛа Равиль Маганов. Кроме того, в совещании принял участие глава РФПИ Кирилл Дмитриев, который в последние годы играет очень важную роль в отношениях между Россией и Саудовской Аравией.
14 процентов
составило падение стоимости нефти Brent за 25–28 февраля
Владимир Путин отметил, что «нам нужно определить дальнейшие шаги по балансировке глобального рынка углеводородов», упомянув предстоящий саммит стран ОПЕК+ в Вене 5–6 марта. За последние пять торговых сессий фьючерс на Brent потерял 14% стоимости из-за страха инвесторов перед распространением коронавируса, особенно в Европе, и ожиданиями снижения спроса на нефть. На этом фоне Саудовская Аравия выступает за дополнительное сокращение добычи еще на 1 млн баррелей в сутки (б/с) по сравнению с договоренностями декабря 2019 года.
Из слов президента нельзя сделать однозначный вывод о позиции России. С одной стороны, он отметил важность механизма ОПЕК+, с другой — подчеркнул, что «для российского бюджета, для нашей экономики текущий уровень цен на нефть является приемлемым».
Пока цены не упадут ниже $42 за баррель, это никак не повлияет на заложенные в бюджет доходы, хотя и сократит поступления в ФНБ.
Глава Минфина Антон Силуанов уже говорил, что даже если цены снизятся до $30 за баррель, накопленных в ФНБ резервов хватит для исполнения бюджета в полном объеме в течение четырех лет.
Но сам факт совещания свидетельствует о том, что позиция России относительно увеличения обязательств стран ОПЕК+ может измениться. До сих пор, как писал “Ъ” 13 февраля, российские нефтяники и Минэнерго считали, что влияние коронавируса будет кратковременным, так что сокращать добычу дополнительно не нужно. Теперь эти оценки явно пересматриваются, поскольку сдержать коронавирус в Китае не удалось и он быстро распространяется в Европе и на Ближнем Востоке. Platts понизил прогноз роста спроса на нефть в этом году сразу на 0,86 млн б/с, тогда как некоторые эксперты ожидают, что он даже сократится — впервые с 2009 года.
Аналитики в основном считают, что Россия в этой ситуации согласится на дополнительное снижение добычи, но постарается минимизировать свой вклад. По мнению стратега Сбербанка по операциям на товарно-сырьевых рынках Михаила Шейбе, страны ОПЕК+ могут договориться о сокращении добычи на 1 млн б/с в течение второго квартала. «Основную долю сокращения, примерно 0,7 млн б/с, вероятно, возьмет на себя Саудовская Аравия (остальное и, вероятно, в равных долях разделят ОАЭ, Кувейт и Россия), и это будет приемлемым для Москвы вариантом»,— считает он. Дмитрий Маринченко из Fitch отмечает, что цена на нефть упала до значений, при которых и Минфин, и российские компании чувствуют себя некомфортно. «Поэтому Россия, вероятно, согласится на снижение добычи — в целом оно может составить от 0,5 до 1 млн б/с»,— полагает аналитик. Развал ОПЕК+ и отсутствие дополнительных сокращений почти наверняка уронит цены на нефть ниже $50 за баррель, добавляет он, а дополнительные сокращения могли бы помочь им стабилизироваться в диапазоне $50–60.