Третья волна осталась без внимания

Почему амнистия капиталов не вызвала интереса у делового сообщества

В России завершается третий этап амнистии капиталов. Бизнесменам предлагалось перевести из-за границы активы и счета в обмен на освобождение от уголовной и налоговой ответственности. Продлевать процедуру снова власти не собираются. Об итогах последнего этапа заинтересованные ведомства пока ничего не сообщали. Но “Ъ FM” побеседовал с крупными юридическими компаниями, которые помогают перерегистрировать бизнес в рамках амнистии капиталов, и выяснил, что третья волна не вызвала особого интереса у делового сообщества. Почему? И стоит ли властям продлевать амнистию? Выяснял Григорий Колганов.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

«Верните, мы все простим!» — пожалуй, такой посыл читался в действиях властей, когда они запускали амнистию капиталов. Бизнесменам предлагалось перевести в Россию активы и деньги, не объясняя их происхождение. За первые два этапа, как не без гордости заявлял глава Минфина Антон Силуанов, было подано 19 тыс. спецдеклараций на общую сумму 35 млрд руб. Это раззадорило аппетиты властей, и на третью волну планы оказались амбициозными — минимум 100 млрд. Но, кажется, что-то пошло не так. По крайней мере, адвокат Дмитрий Григориади, который помогает бизнесменам вернуть капиталы в Россию, говорит, что заинтересованных было немного: «Некоторые предприниматели, которые находятся за рубежом, пользовались этой процедурой. Я думаю, что речь идет о десятках бизнесменов, а не о сотнях. Даже с учетом неприятных моментов к такой возможности в отсутствие альтернатив прибегают, главное, чтобы эта возможность была».

Неприятные моменты, о которых упоминает адвокат, связаны с делом бывшего совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита, подозреваемого в хищениях. В прошлом году выяснилось, что ФСБ вопреки закону заглянула в его спецдекларацию и на основе полученных из нее данных добавила статьи обвинения. Президент Владимир Путин и Верховный суд напомнили, что так делать нельзя, а Госдума даже приняла поправки в законодательство. В результате «лишние» доказательства из дела Израйлита изъяли. Но осадок остался, размышляет партнер «ФБК Legal» Александр Ермоленко. Вероятно, поэтому из его клиентов лишь единицы воспользовались третьей волной амнистии капиталов. «Главным нашим аргументом как консультантов было то, что это уже третья волна, и не было еще ни одного случая. И тут дело Израйлита, и все колеблющиеся в итоге решили не подавать декларации. Тот факт, что потом все было откручено назад, — разговор в пользу бедных»,— говорит Ермоленко.

Но неужели один эпизод поставил крест на усилиях властей? Ведь бизнесу сулили освобождение от любой ответственности за укрытые капиталы, а еще налоговые льготы в течение года. Взамен нужно всего-то поменять прописку компании с офшора на острова Русский и Октябрьский и перевести деньги в российские банки. Но, видимо, именно эти пункты отпугнули желающих даже больше, чем кейс Израйлита, рассуждает партнер по налогообложению и международному праву юридической фирмы Counsels Екатерина Романова. Никто из ее клиентов не воспользовался третьей волной амнистии: интересовались многие, но дальше консультаций дело не зашло. «По первым двум амнистиям были достаточно существенные льготы по освобождению доходов от налогообложения и штрафов. Что касается третьей волны, для освобождения необходимо было редомицилировать все иностранные компании — сменить их юрисдикцию — или закрыть, а деньги на личных иностранных счетах нужно было перевести в Россию. Большинство клиентов, которые обращались за консультацией, были к этому не готовы»,— рассказывает Романова.

Кажется, на этой минорной ноте все и завершится. По крайней мере, в Минфине ранее заявляли, что выступают против очередного продления амнистии. Но, может быть, стоило это сделать с учетом интереса бизнеса, особенно на первых этапах? Председатель «Деловой России» Алексей Репик полагает, что нет — для возвращения остальных капиталов государству нужно поискать другие инструменты: «Все, кто хотел и был готов, воспользовались этой процедурой.

В основном вышли из тени те, чей бизнес напрямую связан с взаимодействием с государством.

При текущих правилах игры невозможно было бы вести себя иначе. Надо посмотреть на списки тех, кто не воспользовался амнистией, и найти для них хорошее решение».

Как бизнес хочет избавиться от наказания за уклонение от уплаты налогов

Смотреть

И все же результаты всех этапов сложно назвать выдающимися: если вернуть в страну удалось несколько десятков миллиардов рублей, то утекает из России ежегодно несколько десятков миллиардов долларов. Впрочем, исправить ситуацию могут иностранные санкции, создающие все больше вынужденных репатриантов.

Вся лента