Анкара перешла все границы
Евросоюз обвинил президента Турции в политическом шантаже
Развивающийся на греческо-турецкой границе миграционный кризис спровоцирован Анкарой в политических целях. Со столь резким заявлением выступили министры иностранных дел стран—членов ЕС, собравшиеся вчера на экстренное заседание. По мнению главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, снижению напряженности в перспективе может способствовать достигнутое в четверг президентами РФ и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом соглашение о прекращении огня в сирийской зоне деэскалации Идлиб. Между тем сам господин Эрдоган уже заявил, что границы в любом случае останутся открытыми — а значит, масштабы гуманитарной катастрофы на границах ЕС будут лишь расти.
«Соглашение о прекращении огня — это хороший знак и проявление доброй воли. Теперь нужно увидеть, как оно будет работать. Эта договоренность является предварительным условием для направления дополнительной гуманитарной помощи Сирии»,— это заявление главы европейской дипломатии Жозепа Борреля стало одним из самых оптимистичных комментариев, прозвучавших в пятницу по поводу соглашения между президентами РФ и Турции. Напомним, что накануне Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили в Москве ситуацию в сирийском Идлибе и по итогам шестичасовой беседы договорились о прекращении огня в зоне деэскалации (см. “Ъ” от 6 марта).
Генсек ООН Антониу Гутерриш вчера выразил «надежду на то, что это соглашение приведет к немедленному и долговременному прекращению боевых действий, что обеспечит защиту гражданских лиц в северо-западных районах Сирии». В том же духе выразились и некоторые другие западные политики, призвавшие воплотить в жизнь достигнутые договоренности.
Однако в том, что затишье будет долгим, убеждены далеко не все.
«Я не верю в это»,— заявил телеканалу CBS спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри. По его мнению, реального прекращения огня Россия добиться не сможет, а турки, поддерживающие ряд сирийских вооруженных оппозиционных группировок, «не могут отступить, или у них будет 3 млн новых беженцев сверх почти 4 млн, которые они уже получили из Сирии».
Накануне свою решимость в интервью телеканалу «Россия-24» демонстрировал и президент Сирии Башар Асад. «После освобождения Идлиба нашей целью будет освобождение восточных районов. Я неоднократно говорил, что Идлиб с военной точки зрения — это передовой плацдарм»,— заявил он. При этом господин Асад обвинил Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что в Идлибе он действует «конечно, по указке американцев».
Вчера состоялся телефонный разговор Башара Асада и Владимира Путина. В пресс-службе Кремля рассказали: сирийский президент «высоко оценил итоги переговоров лидеров России и Турции и выразил признательность президенту России за поддержку в борьбе с террористическими группировками и за усилия, направленные на обеспечение суверенитета и территориальной целостности Сирии». Владимир Путин, как следовало из того же сообщения, заверил, что «реализация договоренностей позволит стабилизировать обстановку в идлибской зоне».
С последним тезисом согласен и президент Эрдоган. Он прокомментировал итоги московских переговоров в разговоре с журналистами, сопровождавшими его на обратном пути из Москвы. «Если стороны соглашения о перемирии в Идлибе будут неукоснительно соблюдать условия договоренностей, то можно будет заявлять о долгосрочной стабилизации ситуации»,— цитирует его слова агентство Anadolu.
Между тем серьезные разногласия между Москвой и Дамаском с одной стороны и Анкарой с другой (например, о том, какие группировки считать террористическими) после встречи в Москве никуда не делись.
Прокомментировал президент Эрдоган и ситуацию на границе с Грецией, с прошлой недели открытой с турецкой стороны для беженцев, направляющихся в ЕС. Несмотря на договоренности по Идлибу (а именно обострение ситуации в зоне деэскалации ранее стало поводом для «открытия» границы), президент Эрдоган заявил: «Вопрос закрыт! Беженцы вправе и далее покидать турецкую территорию. Никто насильно их из Турции не выдворяет». «У Анкары нет времени для споров по миграционному вопросу с Афинами»,— отрезал он.
Такая позиция не нашла понимания у участников экстренной встречи министров иностранных дел ЕС, собравшихся вчера в Хорватии. В итоговом заявлении они призвали Анкару выполнять принятые в 2016 году обязательства по сдерживанию мигрантов, а также «решительно отвергли использование Турцией миграционного давления в политических целях». Ситуацию, сложившуюся на внешних границах ЕС, министры назвали недопустимой. «Евросоюз и страны-члены решительно настроены на эффективную защиту своих внешних границ»,— объявили они, оговорившись все же, что признают: Турция и сама столкнулась с миграционной нагрузкой и вынуждена была принять 3,7 млн мигрантов и беженцев.
Куда решительнее, чем в итоговом заявлении, свою позицию сформулировали отдельные европейские политики — например, канцлер Австрии Себастьян Курц. «Мы переживаем организованную атаку на Грецию со стороны Турции и президента Эрдогана. Европа не должна поддаваться этому давлению»,— заявил он в интервью медиагруппе Funke. С ожидаемо жесткими комментариями выступил и глава МИД Греции Никос Дендиас: «Мы видим массовое движение мигрантов к греческим и европейским границам. Это мигранты, которые жили в Турции на протяжении многих лет. У нас есть все доказательства, что это движение было создано и организовано Турцией. И я скажу твердо, что ЕС не позволит использовать в своих целях человеческие страдания».
Ситуацию на границе в ЕС и Анкаре оценивают по-разному.
Глава турецкого МВД Сулейман Сойлу заявил, что страну уже покинули 142 тыс. человек. А в Греции утверждают, что успешно предотвращают попытки нелегального пересечения границы. «Когда господин Эрдоган говорит, что перешли 100 тыс. мигрантов и беженцев из Турции в Европу, и никто их не видит, то доверие к его словам снижается до нуля,— заявил представитель кабинета министров Греции Стелиос Пецас в эфире телеканала Antenna.— Для нас лучшим ответом, помимо опровержений, является сама существующая реальность».
Так или иначе, никто не спорит с тем, что гуманитарная ситуация становится все более тревожной. Операционный координатор «Врачей без границ» в Греции Стефано Ардженциано рассказал “Ъ”: «Прошло практически четыре года с тех пор, как ЕС и Турция заключили политическую сделку в обмен на человеческие жизни. Мы вновь видим, что члены Евросоюза скорее сделают все, чтобы любой ценой сдержать поток беженцев, чем предоставят самую необходимую помощь нуждающимся в ней мужчинам, женщинам и детям. Это ухудшает их положение». По словам собеседника “Ъ”, «за последние дни это привело к смерти ребенка, использованию против людей на наземных границах слезоточивого газа и появлению сообщений о том, что береговая охрана с особой жестокостью противодействует судам, терпящим бедствие, вместо того чтобы оказывать им помощь». По словам Стефано Ардженциано, власти Греции и в целом ЕС должны «незамедлительно принять меры для разрядки ситуации» и соблюдать права беженцев на получение убежища. В противном случае, предупредил собеседник “Ъ”, выдавливание беженцев в сторону Турции «приведет еще к большему хаосу, гибели людей в море и эскалации насилия, а также усугубит гуманитарную катастрофу».