Посол США помирила грузин в свою пользу
Правящая партия пошла на масштабные уступки оппозиции
Правящая партия Грузии и более 20 оппозиционных партий подписали соглашение о поправках к Конституции страны. В первую очередь они коснутся изменения избирательной системы, а значит, запланированные на осень парламентские выборы в Грузии пройдут уже по-новому. Порог составит всего 1%, а число депутатов, избранных по мажоритарным округам, сократится до 30. По сути, это означает исполнение требований, которые оппозиция обнародовала еще в июне прошлого года. Для властей это практически гарантия поражения. Главным модератором между сторонами выступила посол США в Тбилиси Келли Дегнан.
В воскресенье, 8 марта, в Грузии завершилось многомесячное противостояние власти и оппозиции по поводу избирательной системы. Напомним, что переход со смешанной на полностью пропорциональную избирательную систему был одним из главных требований летних митингов 2019 года. Поводом для них, в свою очередь, послужил визит в Тбилиси делегации из российской Госдумы во главе с депутатом Сергеем Гавриловым.
Подписание документа состоялось в резиденции американского посла в Тбилиси Келли Дегнан. До этого она поочередно встретилась с целым рядом грузинских политиков — как от партии власти, так и от оппозиции. В решающем раунде переговоров, кроме Келли Дегнан, также учувствовал посол Евросоюза Карл Харцел. Поэтому оригинал итогового документа был написан на английском языке и лишь потом переведен на грузинский.
Согласно «Меморандуму о взаимопонимании» (.pdf), который подписал спикер парламента и член партии «Грузинская мечта» Арчил Талаквадзе с одной стороны и лидеры более 20 оппозиционных партий с другой, ближайшие парламентские выборы, запланированные на осень, пройдут уже по новым правилам. Проходной порог на них составит лишь 1%, а 120 из 150 депутатов будут избираться по пропорциональной системе. Сейчас порог составляет 3%, а соотношение мажоритариев и депутатов, избираемых по партийным спискам, примерно равное: 73 против 77 соответственно. Изменение этого соотношения существенно ослабит позиции партии власти, поскольку именно мажоритарии всегда считались ее стратегическим ресурсом.
Понижение барьера можно трактовать двояко.
С одной стороны, это означает, что в парламенте будет представлено много мелких партий, традиционно тяготеющих к экс-президенту Михаилу Саакашвили и его «Единому национальному движению» (ЕНД). Но, с другой, это дает шанс и условно пророссийской партии экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе «Демократическое движение — Единая Грузия».
Госпожа Бурджанадзе два раза встречалась с президентом России Владимиром Путиным, а на днях вновь призвала отказаться от вступления в НАТО ради «прямого диалога с Россией».
Также власти будут вынуждены изменить принцип «нарезки» одномандатных избирательных округов. Ожидается, что при выполнении требований документа («отклонение от среднего размера избирательного округа не должно превышать 15%») округа в малонаселенных районах будут укрупнены, а в Тбилиси, где проживает преимущественно оппозиционное население, наоборот, уменьшены. А значит, их число станет больше, что противоречит интересам правящей партии.
Однако самая важная поправка касается принципа формирования парламентского большинства, которое определяет состав правительства. Согласно ей, партия сможет занять парламентское большинство лишь в том случае, если наберет минимум 40% голосов по партийным спискам, и компенсировать разрыв за счет мажоритариев не удастся. Между тем, согласно всем опросам, сейчас ГМ во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили поддерживают не больше 34–35% избирателей.
Грузинские оппозиционеры продолжают настаивать еще на одном условии — на освобождении всех «политзаключенных». Так они называют арестованных и осужденных в ходе прошлогодних протестов. В первую очередь бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулаву, которого недавно приговорили к трем годам и двум месяцам тюрьмы за растрату государственных средств в 2012 году, и экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, дожидающегося приговора за попытку штурма парламента во время июньских событий.
Напомним, что ранее лидер ГМ Бидзина Иванишвили уже обещал оппозиции полный переход на пропорциональную избирательную систему. Однако затем эта инициатива провалилась в парламенте, в первую очередь из-за мажоритариев «Грузинской мечты».
После этого за оппозицию открыто вступился Вашингтон. Например, в декабре 2019 года Госдепартамент США выступил с заявлением, требуя от властей продемонстрировать приверженность демократическим принципам. Однако противники ГМ трактовали текст по-своему: они утверждали, что США готовят финансовые санкции против Бидзины Иванишвили.
Разговор о якобы готовящихся санкциях продолжается по сей день. Например, депутат от ЕНД Роман Гоциридзе заверил “Ъ”, что пойти на уступки Бидзину Саакашвили заставил именно страх ареста его заграничных счетов.
«Если депутаты от ГМ вновь обманут народ, Евросоюз введет против них санкции, в том числе визовые, и летать они смогут только по маршруту Новосибирск—Москва»,— сказал господин Гоциридзе и напомнил о судьбе молдавского олигарха Владимира Плахотнюка.
До прошлого года господин Плахотнюк был фактическим руководителем страны, а после соглашения оппозиционных сил под контролем Запада был вынужден бежать.
Роман Гоциридзе добавил, что опасность введения санкций против господина Иванишвили сохранится до тех пор, пока арестованные на прошлогодних митингах не выйдут на свободу. Впрочем, оппозиционеры и сами рассчитывают оказать давление на лидера ГМ по этому поводу. Как заявила “Ъ” еще один депутат от ЕНД, бывший посол Грузии при ЕС Саломе Самадашвили, если политзаключенные не будут освобождены в ближайшее время, то оппозиция откажется голосовать за конституционные поправки, которых так старательно добивалась. Дело в том, что для принятия конституционных поправок требуется одобрение 3/4 парламента, которого у ГМ нет. «Вся ответственность за срыв примирения в таком случае будет возложена на власти»,— уверена госпожа Самадашвили.
При этом сами представители властей требование об освобождении политзаключенных отвергают, объясняя это тем, что оно не записано в соглашении. Спикер парламента Арчил Талаквадзе даже заверил, что у правящей партии попросту «нет рычагов воздействия на судебные и следственные органы».
На столь масштабное событие в грузинской политике не мог не отреагировать и экс-президент страны Михаил Саакашвили, проживающий на Украине. Он в очередной раз заявил, что намерен вернуться в страну, а Бидзина Иванишвили и его партию ждет крах на осенних выборах.