Партнеры пролили кофе
У Cofix начались проблемы с франчайзи
На российском рынке франчайзинга назревает новый скандал. Около 30 локальных партнеров основанной в Израиле сети кофеен Cofix потребовали от акционеров пересмотреть договор концессии и ввести в совет директоров своих представителей. Эксперты называют желание вмешаться в управление брендом опасным для будущего развития всей сети. Между тем на долю недовольных партнеров приходится около половины заведений Cofix в стране.
Сразу 34 франчайзи, управляющие в общей сложности 82 кофейнями Cofix в России, обратились с коллективной претензией к акционерам «Урбан Кофикс Раша» (владеет брендом). В письме, копия которого есть у “Ъ”, содержится целый список требований, включая снижение маркетингового взноса, компенсацию затрат на скидки и акции для покупателей (до 4% от выручки), введение ограничения по радиусу открытий (минимум 800 м), а также установления порога, лимитирующего расходы на закупку продуктов, маркетинг и роялти — не более 50% от товарооборота. В пресс-службе Cofix подтвердили “Ъ” факт получения письма. Там сообщили, что в феврале урегулировали вопрос с партнерами.
Сеть Cofix была основана в 2013 году в Израиле. Изначально в основе концепции были фиксированные цены на кофе и выпечку. В РФ сеть работает через ООО «Урбан Кофикс Раша», которым Cofix Group владеет совместно с партнерами девелоперской ADG Group Михаилом и Григорием Печерскими. В начале 2019 года сеть анонсировала планы развиться в России до 300 точек. Сейчас Cofix насчитывает 191 точку в РФ и Белоруссии, из которых 173 принадлежат 87 партнерам. Выручка всей сети за 2019 год составила 3,2 млрд руб., сообщал ранее топ-менедежмент.
В Cofix объясняют, что готовы выкупать кофейни у партнеров. Один из собеседников “Ъ” на рынке общепита знает, что некоторые недовольные франчайзи ищут новую франшизу для своих кофеен. Другой источник “Ъ” утверждает, что разорвать договор концессии без существенных потерь невозможно.
В письме франчайзи говорится, что существующая финансовая модель требует пересмотра: в большинстве кофеен сети аренда превышает 15% от оборота, а EBITDA не достигает и 10% от оборота, что не совпадает с указанными в договоре показателями. «Окупаемость 70–80% кофеен составляет пять лет при сроке договора коммерческой концессии пять лет, что абсолютно недопустимо»,— возмущаются франчайзи.
Партнеры получили ответное письмо (также есть в распоряжении “Ъ”) от гендиректора российской Cofix Бернарда Блажей Райсса, указавшего, что «более 80% кофеен выведены из отрицательных показателей», и только 7% заведений от общего числа — убыточны; средний срок окупаемости — чуть более двух лет. Впрочем, парирует источник “Ъ” из числа конкурентов, около половины точек Cofix — нерентабельны. «За пределами Москвы партнеры жалуются на плохую поддержку головного офиса, при этом маркетинговый сбор и роялти — слишком высокие для регионов»,— поясняет собеседник “Ъ”.
Еще одним витком конфликта стал разрыв отношений Cofix c партнером из Татарстана — «Урбан Кофикс Регион». По словам собеседника “Ъ”, после неудачных переговоров франчайзи решил разорвать договор концессии и работать под собственным брендом. «Закрытие кофеен в Казани связано с систематическим нарушением договора и гигантскими задолженностями»,— парирует представитель Cofix. Сейчас ООО «Урбан Кофикс Регион» является ответчиком по 16 административным делам, истцом по каждому выступает «Урбан Кофикс Раша».
Основатель сети кофеен «Правда кофе» Филипп Лейтес приходит к выводу, что не все требования франчайзи обоснованны. Например, выбор площадки должен диктоваться ее расположением и трафиком, а не жестким радиусом, предложенным в письме, считает он. В своем письме франчайзи настаивали на том, чтобы войти в совет директоров «Урбан Кофикс Раша» в качестве некоммерческой организации (НКО) с блокирующим пакетом. Ситуация, когда франчайзи могут блокировать решения или планы управляющей компании, выходит за рамки франчайзинговых отношений и может поставить под угрозу развитие всей сети, предупреждает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская.